Страница 2 из 2
Лодки. В некоторых районах на туристских базах или у местного населения можно взять напрокат неразборные двух—пятиместные деревянные или стеклопластиковые лодки. Они должны быть укомплектованы запасными веслами, уключинами, ковшами для вычерпывания воды, фалинями и спасательными средствами.
Из надувных лодок на коротких маршрутах можно применять легкие, но маловместительные и исключающие движение против течения или ветра одно-двухместные резиновые лодки для рыбаков. Для длительных путешествий пригодны спасательные лодки ЛАС-3 и ЛАС-5, рассчитанные на 3—5 человек, или более крупные надувные лодки, допускающие плавание с мотором.
Перед походом рекомендуется дно лодки проклеить тонкой прорезиненной тканью, усилить крепление банки к боковым баллонам, укомплектовать лодку запасным веслом, повысить безопасность плавания с помощью обвязки лодки бандажом.
Указанные лодки характеризуются следующими параметрами:
Туристские плоты. Наиболее удобны плоты понтонного типа (ПСН ТЛН, СП и др.), рассчитанные на 4—10 человек. При сплаве по мелким рекам с каменистым дном днище надувного резинового плота рекомендуется обтянуть брезентом. Если на маршруте имеются достаточно серьезные препятствия, то понтон следует укрепить деревянной рамой и поставить на ней подгребицы.
Успешно используются также самодельные плоты с отдельными надувными элементами. Ими могут служить автомобильные камеры, подвязываемые снизу под гибкой деревянной рамой плота. Применяются и самодельные надувные понтоны, состоящие из камер (вакуумная резина) и покрышек (прорезиненный капрон) или обычных волейбольных камер, заключенных в брезентовые чехлы-гондолы.
В отдельных случаях в лесной местности в начальных пунктах путешествия можно построить деревянные плоты. Для этого в лесхозах нужно приобрести пять—восемь толстых сухостойных нетрухлявых еловых, сосновых или кедровых бревен, которые соединяются двумя поперечными брусами-шпонами.
Плоты имеют подгребицы: опоры для установки больших весел — кормовой и носовой греби — и иногда оснащаются багажником для рюкзаков, мачтой, настилом.
На несложных маршрутах применяют легкие плоты-салики. Длч их сооружения годятся менее крупные бревна, которые связывают между собой поперечинами с помощью веревочных петель. Управляют саликами с помощью гребей или шестов.
В снаряжение для походов на надувных плотах и лодках включаются насосы, дополнительное количество ремонтных материалов, клей, клапаны, прокладки к ним и при необходимости запасные камеры.
В состав снаряжения при путешествии на плотах без надувных элементов входит несколько топоров, одна-две двуручные пилы, крепкие веревки для такелажных работ, длинные гвозди и другой крепеж.
Гребные катамараны. Основные достоинства катамаранов — малый вес, большая остойчивость, хорошая управляемость, надежность.
Конструкция катамарана — рама, соединяющая два надувных поплавка-гондолы. Поплавки состоят из брезентовых (капроновых) чехлов и баллонов, которые должны быть по размерам несколько больше, чем чехлы, что позволяет уменьшать нагрузку на баллоны при деформации поплавков. На одно- и двухместных катамаранах гребут байдарочными веслами, на многоместных — канойными.
Средства передвижения по воде могут трансформироваться. Так, доставив в верховья реки несколько легких гондол, туристы их надувают и соединяют в катамараны, используя любой тонкомерный лесоматериал и тонкий капро-
новый шнур. Спустившись затем на катамаранах до участка реки с мощным течением, их преобразуют в один надежный плот из поперечных гондол, на которые устанавливают раму из сухостоя. При желании (например, после прохождения порожистого участка) плот может быть опять разделен на отдельные катамараны. Соответственно меняется и снаряжение для его управления; на плоту нужны греби, укрепленные на подгребицах, на катамаранах — весла байдарочного или канойного типа.
Парусное вооружение. Многие виды байдарок, лодок, плотов, ка« тамаранов при ровном несильном попутном или попутно-боковом ветре могут использоваться для движения под парусом.
Наиболее простое парусное вооружение — рейковое. Оно состоит из мачты и поперечины-рейка, к которому крепятся фал (снасть для подъема паруса) и парус, импровизируемый в походных условиях из тента, куска полиэтилена. К нижним углам паруса привязываются шкоты (рис. 19). Доступно для изготовления на маршруте также шпринтовое вооружение. К прямоугольному полотнищу паруса по диагонали на углах крепится тонкая палка (шпринтов), к свободному нижнему углу — шкот, к верхнему — фал. Нижний конец шпринтова привязывается веревочной петлей к мачте таким образом, чтобы ои мог поворачиваться вокруг нее на 180 градусов (рис. 19).
Рис. 19. Простейшие парусные вооружения — рейковые (а) и шприн-тоьые (б):
1 — реек; 2 — фал; 3 —шкот; 4 — блок; 5 — шпринтов
Рис. 20. Переоборудование байдарки в тримаран:1 —ванты; 2 — гик; З -балка; 4-Поплавок: 85—Шверц; 6- щверц-бака; 7 - рама; 8-балка .
|
Еще один вариант (автор А. Е. Берман) оснащения байдарки парусом. Для его реализации сначала следует поменять местами передний и задний шпангоуты (обычно они одинаковы по размерам) и укрепить мачту за спиной второго гребца. Чтобы нижний конец мачты попал в специальное гнездо в кильсоне, его следует перенести с передней части кильсона на заднюю. Из парусов устанавливается один ,' большой стаксель — треугольный передний парус, который, однако, может преобразоваться в спинакер.
При боковом ветре и частично при ветре под углом спереди стаксель будет иметь двойное полотно. При попутном ветре сложенный { стаксель раздергивается в разные стороны и превращается в наклонный спинакеромбовидной формы, по диагонали которого необходимо пришить штаг-трос, идущий от верхней части мачты к носу судна.
Для безопасности при быстром спуске паруса на верхнем конца мачты надо ставить блок, металлическое кольцо или карабин, а площадь паруса ограничивать: для байдарок — 2,5 кв. м, лодок — 3,5 кв. м, плотов — 4,5 кв. м.
Большие размеры паруса допустимы, если туристское судно специально оснащено для парусных походов. Так, можно переоборудовать байдарку в тримаран с надувными боковыми поплавками (рис. 20), Мачта, гик, рама-крестовина, шверц-балка, балка для крепления оснастки к фальшбортам байдарки изготовляются из дюралевых труб диаметром 30—40 мм и толщиной стенки 1—2 мм, шверцы — из многослойной фанеры, ванты — из оцинкованной проволоки диаметром 2 мм. Паруса шьются из тика, перкали или синтетической парусины. Оболочки поплавков изготавливаются из тонкого, прочного материала (пленка полихлорвиниловая, детская клеенка). Затем в готовую оболочку ниппелем к открытым концам вставляют по два детских надувных, бревна.
В зависимости от объема поплавков, установленных на расстоянии 1 м от оси двухместной байдарки («Салют-4,7», «Таймень-2>), может допускаться следующая площадь паруса: 4 кв. м при вместимост». одного поплавка 25 л, 6 кв. м при вместимости 50 л и 7 кв. м при вместимости 75 л.
- |