Здравствуйте!
Как часто употребляем мы это слово в качестве приветствия, не вдумываясь особенно глубоко в его смысл. Здравствуйте, т. е. будьте здоровы, не болейте. А как часто быть здоровым зависит от самого человека, от его режима дня, от правильного чередования труда и отдыха, разумного сочетания умственного и физического труда. И очень важно каждому понимать, что в сохранении и укреплении здоровья, в правильном физическом развитии важнейшую роль играет физическая культура и спорт.
Физическое воспитание -oно ставит своей целью вырастить здоровое, сильное, всесторонне развитое молодое поколение, готовое к труду и защите Родины.
Высоко оценивая благотворное влияние физических упражнений на организм человека, Владимир Ильич после напряженной, ответственной работы умел, как он говорил, «выключаться» на время. Он хорошо катался на коньках, отлично плавал и очень любил ходить на охоту.
Физическое воспитание, помимо укрепления организма человека, воспитывает в советских людях патриотизм, умение подчинить свою деятельность нуждам и интересам коллектива, государства.
Впервые в истории образования нашей страны физическое воспитание было принято как обязательный предмет в школах с эпохи Петра I. В это время из западноевропейских стран усиливается проникновение новых форм физического воспитания: фехтование, катание на коньках, вольтижировка. Идеалом образованного и воспитанного дворянина становится человек, умеющий говорить на нескольких языках, знакомый с литературой, умеющий танцевать, ездить верхом и владеть шпагой. И физическое воспитание приобретает постепенно всеобщее признание. Указ царя Алексея Михайловича от 1648 г. запрещал народные развлечения и физическое воспитание, за исключением охоты, и предписывал «ослушников бить батогами и ссылать в украйние города».
Правильное и полноценное развитие физического воспитания в царской России не могло быть осуществлено до конца. Это стало возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда гармоничность всестороннего развития человека в социалистическом государстве стала одним из руководящих принципов коммунистического воспитания.
Современная наука о физическом воспитании опирается на труды русских ученых — физиологов и гигиенистов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, П. Ф. Лесгафта и др.
Основой теории физического воспитания в СССР служили идеи И. М. Сеченова — И. П. Павлова о ведущей роли центральной нервной системы в регулировании деятельности организма человека.
В физическом воспитании применяются три близких понятия: знание, умение и навык. Процесс образования двигательных навыков протекает по типу образования сложных условных рефлексов. Ведь, по определению И. М. Сеченова, произвольные движения — это привычные движения, заученные под влиянием жизненных потребностей. Когда число таких навыков возрастает, они, дополняя друг друга, создают ту четкость, плавность и пластичность движений, которые говорят о высокой технике спортсмена, о высоком классе его тренированности. Автоматизация двигательных навыков происходит постепенно. Характерной чертой автоматизированных движений человека является их меньшая осознаваемость. Об этом еще более 300 лет назад говорил неаполитанский врач А. Борелли, сравнивавший автоматизированные движения с ритмичными сокращениями сердца.
Тренировка — это единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма.
Любой вид спорта представляет собой комплекс педагогических мероприятий, воспитывающих двигательные, интеллектуальные и морально-волевые качества человека.
Занятия физической культурой и спортом полезны и необходимы людям любого возраста. Из разнообразных видов физических упражнений можно выбрать такие, которые будут лучше всего подходить дошкольникам, школьникам, молодым и пожилым людям. И чем раньше начать заниматься физической культурой и спортом, тем больше пользы они принесут. Надо только помнить, что эта польза будет зависеть от того, как проводятся занятия и тренировки. Самое главное правило — занятия должны проводиться систематически, а не от случая к случаю. И второе, не менее важное правило, — обязательный врачебный контроль.
В нашей стране особенно серьезное внимание уделяется физическому воспитанию молодежи в вузах, техникумах, школах. Миллионы детей, подростков, юношей и девушек занимаются в различных спортивных секциях и школах, получают спортивные разряды и борются за установление новых рекордов.
За последние годы наша молодежь обновила более 200 всесоюзных юношеских рекордов. Серьезные достижения принесла ранняя спортивная специализация детей и подростков, получающая сейчас все большее распространение.
Физическому развитию должно помогать правильно проводимое и хорошо организованное физическое воспитание. Чередование умственного и физического труда, гимнастики, игр и других физкультурных мероприятии с занятиями в школе и приготовлением уроков, т. е. правильный распорядок дня, способствует высокопроизводительному труду.
День каждого советского человека — взрослого и ребенка — должен начинаться с утренней гигиенической гимнастики. Цель утренней гимнастики — приведение организма в бодрое состояние после сна, мобилизация его для предстоящей деятельности в течение дня (подробнее о гигиенической гимнастике см. в статье С. И. Ковалевой «О закаливании и воспитании гигиенических навыков»).
Наблюдения за физическим развитием детей, занимающихся спортом, показали большое преимущество их по сравнению со сверстниками, не занимающимися физической культурой. Поэтому в общий режим дня, распорядок жизни школьника необходимо включать занятия спортом, прогулки на воздухе, подвижные игры, посильный физический труд.
В жизни детского коллектива тесно переплетается игра и труд. Хорошая игра похожа на хорошую работу», — говорил А. С. Макаренко. Игра приучает к согласованным действиям, воспитывает чувство товарищества, чувство ответственности перед коллективом, утверждает и крепит сознательную дисциплину играющих. И, что еще более ценно, игра воспитывает многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, волю к победе, а ведь именно эти качества необходимы и при всяком плодотворном труде.
Игры занимают большое место в воспитании детей всех возрастов. А. М. Горький говорил: «Игра есть путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Игра — это подготовка ребенка к труду, и она постепенно заменяется трудом. Поэтому руководить игрой школьника так же необходимо, как и всей его жизнью. В школьном возрасте он уже многое понимает, еще больше познает, но не всегда может самостоятельно справиться с этим потоком знаний. Надо помочь школьнику распределить свое время так, чтобы и школьным занятиям, и общественно полезному труду, и отдыху — спорту, играм, развлечениям — отводилось определенное место в режиме дня.
Удовольствие, которое испытывают ребята во время игры, оказывает на них большое положительное влияние. Прежде всего важно гигиеническое значение игр. Радостное настроение всегда предопределяет физиологические изменения и организме ребенка — усиливается обмен веществ, повышается деятельность дыхания и кровообращения. Сильное эмоциональное возбуждение в значительной степени влияет на нервную систему.
Активные веселые игры вызывают усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с интеллектом и волей.
Эти особенности детских игр делают их могучим средством воспитания. Мы должны обеспечить детям возможность веселых игр в интересах не только их здоровья, но и умственного и нравственного (и, конечно, физического) их развития.
Физические упражнения и игры могут принести пользу детям только в том случае, если они будут ими заниматься регулярно (как правило, на свежем воздухе) и если при этом родители и воспитатели будут заботиться о соответствии этих упражнений силам и возрасту детей.
Для детей 7—8 лет особенно полезны физические упражнения и подвижные игры, укрепляющие мышцы спины, живота и грудной клетки. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок, упражняясь и играя, приучался дышать через нос. Очень полезны для маленьких школьников игры и упражнения с мячами, обручем, скакалкой, а также «салочки», игра в «классы», «прятки» и т. д.
Не рекомендуются подъем и переноска больших грузов, подтягивание на руках, силовые игры. Большая силовая нагрузка ведет к преждевременной остановке роста, к расстройствам сердечной деятельности.
Для детей 9—10 лет можно допускать силовые упражнения, но кратковременные — игры с различными перетягиваниями, «бой петухов» (для мальчиков) и т. п. Особенно можно рекомендовать лыжные прогулки со взрослыми. Можно разрешать занятия па так называемых гимнастических городках (качели с лестницами, канатами и шестами для лазания). Занятия на гимнастических снарядах — брусьях, кольцах, перекладине — без специального наблюдения педагога по физической культуре разрешать не надо.
У подростков 12—15 лет уже идет быстрый рост тела в длину. В это время, как правило, наблюдается ухудшение координации движений (угловатость и неловкость подростков). Занятия гимнастикой, спортом и играми помогут ослабить эти явления, сократить время этого периода. Особенно внимательным к реакции организма подростка надо быть при занятиях, связанных с длительным бегом, борьбой, гимнастикой (на снарядах) и в играх с большой физической нагрузкой (футбол, баскетбол).
Значительное место в физическом воспитании подростков и особенно юношей и девушек (8—11-й класс) занимают спортивные игры. Наиболее распространенные из них — волейбол, баскетбол, теннис, футбол, хоккей, городки. Составными элементами в этих играх являются основные виды естественных движений — ходьба, бег, прыжки, метание. Трудно назвать вид спорта, более увлекательный, чем спортивные игры. Они не только вызывают эмоциональный подъем и доставляют огромное удовольствие, но, главное, укрепляют центральную нервную систему, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, хорошо развивают опорно-двигательный аппарат, повышают общий обмен веществ в организме.
Участие в спортивных играх развивает и многие другие качества: чувство товарищества, волю к победе, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность. Спортивные игры воспитывают у школьников внимательность, сообразительность, быстроту реакции, координацию движений.
Очень распространенным и любимым школьниками видом активного отдыха является лыжный и конькобежный спорт. Желательно, чтобы первые навыки дети получили на специальных занятиях в школе или в кружках.
Родители должны следить, чтобы одежда детей во время катания на коньках или ходьбы на лыжах была теплой, но легкой. Особое внимание надо обращать на обувь, которая должна быть достаточно теплой, но не тесной во избежание обморожения ног.
Детям школьного возраста надо уметь плавать. Плавание не только очень полезно для здоровья, оно может оказаться необходимым при многих жизненных обстоятельствах. Недаром в древней Греции была любопытная пословица: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Сколько презрения к неумеющему звучало в этих словах!
Родители и воспитатели должны обучить детей плаванию в 7—8-летнем возрасте.
Все большее распространение среди школьников получает езда на велосипеде. К сожалению, нередко этот вид спорта лишь вредит здоровью: неумеренная «гонка» в любую погоду, неосторожная езда по улицам с большим транспортным движением... Взрослым надо строго контролировать увлечение велосипедом, следить за правильной посадкой, дыханием, не допускать перегрузки организма, категорически запрещать катание по улицам с большим движением транспорта.
В заключение нам хотелось бы остановиться на одном из интереснейших видов спорта — туризме.