Закрепление объяснённого нового материала.
Закрепление объяснённого материала
состоит в том, что путём высказываний или решения задач учащиеся повторяют
то, что им преподано. Необходимость закрепительного повторения обусловливается
свойствами психики. Для глубокого и прочного усвоения знания недостаточно
однократного восприятия его, необходимо восприя тие повторить и через
это яснее осознать и прочнее усвоить. Геог рафический учебный материал в
значительной своей части от личается большой сложностью, и объяснение его
нуждается в за креплении.
В школьной практике закрепление состоит не в простом по вторении определённой
части педагогического процесса. Если бы это было так, то не было бы основания
выделять закрепление в особую стадию урока.
В закреплении не учитель повторяет, а ученики. Здесь про исходит не только
повторение, но и активное воспроизведение учениками усвоенных ими знаний.
Надо так ставить вопросы для закрепления, чтобы материал был повторен не
в том порядке, в каком он излагался учителем, а в другом.
Значение закрепления объяснённых на уроке новых знаний состоит в следующем:
Учитель посредством вопросов выделит самое существен
ное в объяснённом материале, направит внимание учеников на
связь и взаимозависимость географических процессов и поможет
им образовать точные географические понятия и правильные суж
дения.
Это повторное проверочное воспроизведение объяснённых
знаний даёт возможность учителю убедиться, в какой степени, с
какой глубиной и полнотой ученики усвоили то, что им объясня
лось, насколько они поняли специфические особенности географи
ческих явлений, их локальность и комплексность.
Если обнаружилось, что изложенный материал ученики плохо восприняли, а
некоторые и совсем не поняли, то следует путём ли повторения или при помощи
других форм и методов добиться того, чтобы ученики хорошо усвоили то, что
они с первого раза не поняли.
3) Закрепление имеет ещё то значение, что оно даёт учи телю возможность
проверить целесообразность тех приёмов, мето дов и форм, которые он применяет
при проведении урока. Если ученики плохо воспринимают, значит надо пересмотреть
приме няемые методы и испробовать другие.
Чем больше учеников будет опрошено при закреплении, тем более верные выводы
могут быть сделаны о качестве усвоения новых знаний. Поэтому при словесном
закреплении надо предпо читать фронтальное массовое повторение по отдельным
вопросам как с места, так и с вызовом для показа на карте.
По некоторым темам закрепление удобно провести в виде ре шения географической
задачи, например, на вычисление масштабов, нанесение на контурную карту
соответствующих географи ческих объектов и т. п.
Закрепление посредством решения задачи имеет то достоин ство, что, во-первых,
здесь сразу работает весь класс; во-вторых, закрепление знания проводится
путём применения его на прак тике, что содействует образованию у учеников
географических навыков.
На уроке обыкновенно остаётся мало времени на закрепле ние, а часто и совсем
не остаётся. Между тем, закрепление при обретаемого знания составляет важную
задачу, стоящую перед учителем. Учителю надо так планировать свою работу,
чтобы но вый объяснённый материал на уроке был закреплён, чтобы это закрепление
по возможности переходило в привитие ученикам навыков и умений. Учебный
процесс по теме надо так построить, чтобы занятия на последующих уроках
закрепляли знания, приобретённые учениками на предыдущих уроках.
Читать дальше