Виды географических наблюдений.
Школьные географические
наблюдения бывают однократные (например, на экскурсии), регулярные, длительные
(к таким относятся наблюдения над погодой, движением небесных светил), а
также классные и внеклассные.
Так, в классе, на уроке, дети наблюдают опыты, рассматри вают наглядные
пособия. Даже из окна класса ученики могут наблюдать высоту солнца, фазы
луны, созвездия, облачность, ветер и т. п. Под внеклассными наблюдениями
подразумеваются все наблюдения учащихся, организованно проводимые под руко
водством педагога во внеурочное время, во время экскурсии, на географической
площадке и т. п.
К наблюдениям, выполняемым в порядке домашних заданий, относятся, например,
фенологические наблюдения, т. е. наблюде ния за сезонными изменениями в
растительном и животном мире. Учащиеся могут делать разнообразные наблюдения
этого рода по дороге в школу.
Наблюдения различаются по организации учащихся. Могут быть такие формы
наблюдений: а) фронтальная (массовая), сразу всем классом, б) бригадная
и в) идивидуальная.
При наблюдениях над погодой ученики могут быть различно организованы. Они
могут всем классом сразу записывать показа ния приборов (термометра, дождемера,
флюгера), определять степень облачности и т. д. (фронтальное наблюдение).
А можно и так организовать учащихся, что наблюдения будут вести по очереди
бригады. И, наконец, может быть установлен такой порядок, что наблюдения
ведутся каждым учеником в от дельности, по очереди.
Какую из этих форм организации учащихся избрать,— это должен решить учитель,
исходя из совокупности конкретных условий.
Существуют разногласия по некоторым вопросам организации наблюде ний. Например,
некоторые предлагают наблюдения над погодой распределить между отдельными
учениками: одному поручить наблюдение над температу рой, другому — над направлением
и силой ветра, третьему — над облачностью и т. д. Каждый должен провести
наблюдение в течение месяца и оформить свой материал.
Такой порядок имеет практические преимущества: он позволяет вовлечь в одновременное
наблюдение большое число учеников и ускоряет проведение практики наблюдения
классом. Может быть это целесообразно при занятиях естествознанием. Но география
— наука комплексная. А разделение наблюде ния отдельных элементов погоды
между разными учениками ведёт к разрыву единого комплекса на составляющие
его элементы, что помешает познанию сущности географических процессов.
В обучении географии надо стремиться к тому, чтобы ученик воспринял комплекс
явлений. Когда один и тот же ученик одно временно записывает температуру
воздуха, направление ветра, степень облачности, характер выпадения осадков,
то он, отмечая все эти данные, одновременно непосредственно воспринимает
связь, взаимозависимость между этими явлениями.
Это соображение говорит в пользу такой организации, при которой каждый
ученик в коллективе одновременно отмечал бы все взятые под наблюдение элементы
погоды. Для наблюдения над погодой следует установить сменное дежурство
двух учеников.
Подготовка к наблюдению состоит в оживлении и пополнении знаний учителя
и учеников по данному вопросу, в овладении ме тодикой, в заготовке оборудования
и в организации учащихся на это дело. Самой важной стадией является проведение
наблю дения.
Читать дальше