Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Взаимосвязь школьной географии с географией как науко

Оглавление

 

 

География как учебный предмет.

Взаимосвязь школьной географии с географией как наукой.

От географии как науки отличают ещё географию как учебный предмет в виде различных школьных курсов. Конечно, между этими двумя видами географии существует тесная связь. Школь ная география, получая материал от научной географии, не должна противоречить ей, должна быть на уровне её достижений.

Развитие научной географии до некоторой степени также зависит от школьной географии. Успех разработки научной геогра фии во многом обусловливается качеством подготовки кадров гео графов. А эту задачу выполняет школа. Школа подготовляет уча щихся для обучения в высших учебных заведениях, откуда выхо дят научные работники в области географии. Она же создаёт у учеников любовь к географии, содействует росту этой науки.

Но несмотря на это единство, связь и взаимозависимость между научной и школьной географией, всё-таки между ними существует и различие. Во многом различаются их задачи. Научная геогра фия накопляла посредством путешествий, стационарных наблю дений научный географический материал и теоретической разра боткой его продвигала науку вперёд. Школа же путём преподава ния географии использовала её в учебно-воспитательных целях и обеспечивала передачу основ науки от одного поколения к другому.

Различен объём знаний научной и школьной географии. Школьная география содержит в себе только часть объёма знаний научной географии. В школах нет возможности передать всё то, что уже открыто, разработано наукой, все её фактические знания, теории и гипотезы.

Различны и методы научной и школьной географии. Научная география имеет дело с методами научного исследования, а школьная география — с методами преподавания.

Таким образом, научная и школьная география различаются по задачам, объёму содержания и методам. Неодинаковы были и исторические пути их развития. Как было показано выше, уже в древнее время научная география накопила значительный фак тический и теоретический материал. В эпоху раннего феодализма часть географических знаний временно была утеряна. Но зато с XV в. наступает бурный подъём в развитии географии. Это век великих географических открытий: были открыты новые страны, даже целые материки, совершено первое кругосветное путеше ствие. Географические исследования продолжаются. Русский на род выдвинул из своей среды немало великих путешественников-географов.

Велика заслуга России в развитии мировой географической науки. Наши древние летописи, содержащие географические описания стран, областей, свидетельствуют о том, что уже в XI — XII вв. наши предки располагали значительными географическими сведениями как о своей стране, так и о соседних странах с Русью. Насчитывают около двадцати дошедших до нас описаний путешествий русских в зарубежные страны за период времени с XII по XVIII в., например, «Хождение игумена Данила в Святую Землю» (1113— 1115), «Хождение за три моря Афанасия Никитина» (1468—1472), который за 28 лет раньше Васко да Гама достиг Индии; «Хождение Трифона Коробей-никова» (1602) и другие .

Но основным объектом географических исследований русских была огромная территория своей страны. Происходившее в течение многих веков расширение территории России сопровождалось её географическим иссле дованием, картографированием.

Много славных страниц вписали в историю науки географии русские своими яркими подвигами по открытию и исследованию северо-восточной части Азии и северо-западной части Америки.

Сведения о походе новгородцев в Югорскую землю восходят к XII в. В 1581 г. Ермак Тимофеевич с отрядом казаков перешёл за «Каменный пояс» (за Урал). А в 1648 г. Семён Дежнев уже обогнул северо-восточную оконечность Азии. Меньше чем за столетие русские прошли, начерно закартографировали всю Сибирь. Но особенно напряжённая исследовательская географическая работа русских на северо-востоке Евразии развернулась в XVIII в. г . При Петре I на северо-восток были отправлены две научно-иссле довательские экспедиции: 1) экспедиция Евреинова и Лужина, 2) в 1725 г. экспедиция Беринга и Чирикова, которая продолжалась до 1729 г. Но осо бенно замечательной была так называемая «Большая Северная экспедиция», для работы в которой по штату было определено 934 человека, фактически участвовало от 600 до 1000 человек. Она продолжалась с 1733 по 1743 г. Ни одна страна в мире не организовывала столь крупных научных экспедиций. С 1768 г. по 1774 г. Академия наук снарядила несколько экспедиций для географического исследования России.

Начавшееся в Европе с XV в. бурное развитие науки географии было порождено развитием производства, расширением торговли, ростом буржуаз ных отношений внутри феодального общества. «Если после тёмной ночи средневековья вдруг наново возрождаются с неожиданной силой науки, начи нающиеся развиваться с чудесной быстротой, то этим чудом мы обязаны производству» , Эти же причины действовали и у нас в XVIII и в другие века. Когда появилась школьная география? Каким был её исторический путь?

В методиках обычно указывается, что школьная география в своём раз витии отставала от научной географии. До сих пор точно не установлено, когда впервые появилась школьная география.

В каком виде преподавалась география в школах древнего мира и в средние века, да и преподавалась ли она, мы об этом не имеем определён ных сведений. Имеются лишь только смутные намёки на преподавание геогра фии у древних народов, например, в словах античного писателя Проперция: «Меня принуждают изучать и изображение мира по таблицам».

И в Западной Европе довольно поздно появилась география, как само стоятельный школьный предмет. «Даже эпоха великих географических от крытий не изменила того порядка вещей, когда школа продолжала оста ваться чуждою географии».

Это объясняется тем, что школьная политика определялась интересами господствовавшего тогда класса феодалов. Феодализм с натуральным, застойным хозяйством, основанным на крепостническом труде, мало нуждался в географических знаниях и вообще не способствовал развитию науки. Школа в основном обслуживала паразитические классы, которые стояли в стороне от производства. Поэтому среди школьных предметов преобладали такие, которые были далеки от реальной действительности, например: закон божий, пиитика, риторика, древние языки, схоластическая христианская фило софия. Преподавание велось исключительно словесно-книжными методами которые не знакомили учеников с природой и не давали им реальных знаний. Причём всё обучение и воспитание детей находилось под мертвящим гнётом церкви. Развитие промышленности, спрос на сырьё, поиски рынков сбыта для товаров и удобных путей к ним вызвали необходимость в более интенсивном изучении природных богатств, породили потребность в географических зна ниях, «...вместе с расцветом буржуазии шаг за шагом шёл вслед гигантский рост науки» 4 . Конечно, здесь имеется в зиду переход от феодализма к капи тализму, что было для того времени прогрессивным явлением.

В разных странах в разное время начали преподавать в школах геогра фию. По мнению проф. Буданова, география заняла прочное место в школе лишь в самом конце XVII в. Проф. Половинкин полагает, что школьная гео графия стала появляться с конца XV в., но «введение систематического курса география в школах Западной Европы относится уже к первой половине XVIII в.» .

Нет у нас точных сведений и о том, с какого времени стала препода ваться география в русских школах. Летопись сообщает об учреждении школпри церквях ещё в X и XI вв. Школа постепенно освобождалась от прямой зависимости от церкви. С XIV — XV вв. упоминаются уже «мастера грамоты», т. е. светские люди, сделавшие обучение детей грамоте своей профессией. Среди высших слоев общества было распространено домашнее обучение детей. Видимо, особого предмета географии в тогдашних школах не было. Но оборона страны, её управление, дипломатические и торговые связи с другими государствами и внутренняя торговля требовали географических знаний. Летописи и другие литературные памятники свидетельствуют о том, что наши предки с ранних времён обладали значительными географическими знаниями. Это даёт основание предполагать, что в каком-то виде географические сведе ния сообщались в школе ученикам и в то время.

Среди книг, распространявшихся в России до XVIII в., многие содержали элементы географических сведений. Среди них особенное значение имели азбуковники. Они появились у нас в XIII в. и ещё в XVI — XVII вв. были весьма популярны и дошли до нас в значительном количестве. Азбуковник — это толковый словарь. Кроме толкования слов, расположенных в алфавитном порядке, в азбуковнике излагались семь средневековых, так называемых, «сво бодных наук». В числе их значилась «геометрия», в содержание которой входили также знания по геодезии, космографии, географии.

В некоторых азбуковниках встречаются сообщения об открытии Америки Колумбом, морского пути в Индию, о кругосветном путешествии Магеллана. Конечно, даваемые в азбуковниках сведения по географии России, Европы, Африки, Азии находились на уровне науки того времени. Они заимствовались из разнообразных источников. В них проникали наряду с реальными зна ниями и фантастические небылицы, вроде рассказов о людях с пёсьими

головами и т. п.

Интерес наших предков к географии выразился в многочисленных пере- . водах книг — «Космографии». Например, в XVII в. три раза была переведена «Космография» Меркатора, содержавшая 76 глав, переведена была также «Космография» Вотеруса, содержавшая 842 листа.

Космография преподавалась в Киевской духовной академии и в Москов ской славяно-греко-латинской академии. Последняя была открыта в 1687 г. Новейшие открытия и теоретические достижения науки географии были известны нашим предкам. Например, проф. Боднарский приводит известие об одном сборнике XV в., в котором говорилось «о широте и долготе», о зем летрясениях, стихиях, морях, воздушных переменах». «Подобные книги,— говорит проф. Боднарский,— поучали географии грамотных бояр и посадских людей, крестьян и самих просветителей. Их читали учащимся детям...».

Вероятно, интерес русских к географии был известен и заграницей. По этому голландское правительство, желая расположить в свою пользу Россию, преподнесло царю Алексею Михайловичу большой глобус, по которому позднее учился географии Пётр 1.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz