Школьная география в России в XVIII и XIX
вв.
Более или менее точные из ранних сведений о преподавании
географии в школах России относятся к началу XVIII в. Так, при Петре
I в 1701 г. была открыта в Москве «Школа математических и нави гационных
наук». Среди предметов обучения в ней были астро номия и математическая
география. В 1715 г. старшие классы этой школы были переведены в Петербург,
и на их базе была там создана «Морская академия». В её учебный план
также входили астрономия, морская съёмка, география. Предполагают, что география
преподавалась в инженерной и артиллерийской школахнованных в Москве в 1712
г., а также в горных училищах, открытых при некоторых сибирских заводах.
Обучали географии в гимназии, организованной Глюком в Москве в 1705 г.
В 1716 г. были открыты в 12 городах элементарные светские школы с математическим
уклоном под именем «цифирных школ». В 1722 г. их было уже 42. В 1732 г.
частично, а в 1744 г. и все остальные цифирные школы были соединены с вновь
учреждёнными «гарнизонными школами».
В цифирных школах преподавали грамоту, арифметику и геометрию. В гарнизонных
школах обучали грамоте, математике, инженерству, артиллерии и солдатской
экзерциции.
Как видно, в этих школах не было географии как отдельного предмета, но
в той или другой степени географические сведения могли быть сообщаемы в
рамках геометрии.
Первыми учителями цифирных школ были бывшие ученики «Школы математических
и навигационных наук». В 1714 г. Пётр I распорядился о посылке в каждую
губернию по два ученика этой школы, выучивших «геометрию и географию», «для
науки молодых робят». В гарнизонных школах учителями были офицеры и унтер-офицеры.
В первой половине XVIII в. учителями в школы поступали, кроме учившихся
в навигационной школе, также вышедшие из Московской славяно-греко-латинской
академии, Киевской духов ной академии, из духовных школ, существовавших
с 1721 г. при архиерейских домах и в 1737 г. превращенных в духовные семи
нарии.
Излагая организацию духовных школ, духовный регламент 1721 г. даёт целый
ряд методических указаний, находящихся на уровне передовых педагогических
взглядов того времени. Например, уделяется внимание принципу наглядности:
предлагается географию проходить по глобусу. Рекомендуется историю прохо
дить вместе с географией: «Обаче понеже историю честь без ве дения географического
есть как бы [с] завязанными глазами по улицам ходить». Здесь отражается
признание важности школь ной географии.
Автор регламента, Феофан Прокопович в 1721 г. в Петербурге в своём доме
на Карповке открыл школу «для детей всякого зва ния». Наряду с другими предметами
в ней преподавали географию.
Характеризуя типичного деятеля петровской эпохи, А. Н. Пыпин
писал, что это мастер на все руки, умеющий «окинуть одним взглядом целую
область знаний, ...будь то артиллерия, фортификация или минералогия, геология,
география, история».
Вообще с начала XVIII в. школьная география в России получила общее признание.
Она включается в число школьных предметов авторами проектов организации
народного образования.
В 1725 г. была открыта Академия наук, а при ней университет и гимна зия. Работа
в них медленно и с трудом налаживалась. География входила в их учебные планы.
В академическом университете получили географическое образование видные
наши учёные, путешественники, исследователи: М. В. Ломоносов, С П Крашенинников,
С. Т. Гмелин (младший), Г. В. Крафт, В. Ф. Зуев, И. П Соколов, Г. Ф. Миллер
и др.
М В. Ломоносов в 1742 г. читал первые публичные лекции по физической географии.
Но особенно много он сделал для развития географии в период с 1757 по 1765
г., когда он заведовал Географическим департаментом Акаде мии наук.
Послепетровское время обозначается как период реакции, сопровождав шейся
упадком школ. Сословно-дворянский характер школ стал проводиться резче.
В 1731 г. был учреждён «шляхетный кадетский корпус». В 1752 г. Мор ской
шляхетный кадетский корпус из бывших навигационной школы и Мор ской академии
и др. И в этих дворянских школах география значится в числе учебных предметов.
При Петре I усилилась деятельность по изданию книг — сна чала
переводных, а затем и оригинальных. Между прочим, пере ведены и изданы
были четыре книги по географии.
В 1710 г. была напечатана «География, или краткое земного круга описание».
106 стр., перевод (кажется, с голландского языка) неизвестного автора. Второе
и третье издания вышли в 1716 г.
В 1717 г. вышла в свет переводная «Книга мировоззрения, или мнение о небесно-земных
глобусах и их украшениях» К. Гюйгенса (второе издание вышло в 1724 г.).
В 1718 г. издана была «География генеральная» Б. Варениуса, отличавшаяся
большой научной глубиной.
В 1719 г. напечатан учебник по географии «Земноводного круга краткое описание»
А. Гибнера.
При Петре I было положено начало русской картографии на основе геодезических
съёмок.
В 1737 г. был издан первый школьный атлас.
В 1742 г. у нас появился оригинальный учебник по географии под заглавием «Краткое
руководство к географии в пользу уча щегося при гимназии юношества в Санкт-Петербурге
1742 г.». Печатано при И. Академии наук.
В 1739
г. Академией наук было издано «Руководство к мате матической и физической
географии» Г. В. Крафта, который полу чил образование в Петербурге в
академическом университете, а потом был преподавателем в академической гимназии.
Книга без указания автора переиздавалась в 1764 и 1793 гг.
В развитии школьной географии в России наблюдались упадки
и подъёмы. Но уже за вторую половину XVIII в. у нас было издано более 40
книг и словарей по географии, развёрнуто изда ние карт, атласов. Особенно
большую роль в росте школьной гео графии сыграла созданная в 1782 г. «Комиссия
об учреждении народных училищ». По выработанному ею уставу в губернских
и уездных городах создавались школы двух типов: «малые» (т. е. начальные)
школы с двухгодичным обучением и «главные» (т. е. средние) из четырех классов
с пятилетним обучением. К концу XVIII в. в России было уже до 315 школ,
из них «главных» около 60. В главных школах среди других предметов преподава
лась и география: география Европы и России проходилась в третьем классе;
в остальных старших классах изучалась всеоб щая география.
В сравнительно короткий срок комиссия выпустила семь раз личных учебных
географических книг, учебные географические карты, глобусы и атласы. В 1783
г. было издано «Руководство учи телям первого и второго класса народных
училищ», составленное Янковичем.
Тогда была впервые у нас введена классная система обучения. Раньше учитель
занимался отдельно с каждым учеником или небольшой группой. В это время
уже хорошо сознавалась важная роль наглядности («очевидного познания») в
преподавании географии, особенно карты, глобуса, натуральных коллекций.
Встре^ чаются некоторые элементы родиноведения (краеведения). Так, в «Уставе
народным училищам» 1786 г. в главе об учебных пособиях указываются наряду
с учебными книгами также карты («чертежи»), «собрание естественных вещей
изо всех трёх царств природы, потребных к изъяснению и очевидному познанию
есте ственной истории, особенно же всех домашних естественных тоя губернии
произведений, в коей главное народное училище на ходится».
Этот пункт о создании краеведческих коллекций при школах повторяется и
в «Уставе учебных заведений» 1804 г.
Решающее значение для развития школьной географии имеет подготовка учителей
географии. Такая подготовка давалась в высшей и средней школах. Главные
училища готовили учителей для малых училищ.
В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями при нём
—дворянской и разночинной, т. е. для детей недво рянских сословий. География
преподавалась как в университете, так и в гимназиях.
Первым профессором географии в Московском университете был Данил Савич.
После здесь преподавали географию как рус ские, так и иностранные профессора.
Из русских профессоров ран него периода Московского университета следует
упомянуть про фессора Харитона Чеботарёва (1746—1815; сын сержанта, родился
в Вологде). Он составил первую оригинальную учебную книгу по географии России
*, которая по качеству стояла значительно выше книг по географии России,
написанных иностранцами. С 1799 г. здесь географию преподавал профессор
Н. Е. Черепанов (из семи наристов г. Вятки, окончил Московский университет).
Он также в 1792 г. издал учебную книгу по географии.
Кроме упомянутых выше учебных заведений, география пре подавалась в Главном
народном училище в Петербурге с 1783 г., преобразованном в 1786 г. в Учительскую
семинарию, в 1804 г.— в Педагогический институт, а в 1819 г.— в Петербургский
уни верситет.
В подготовке преподавателей географии на первом месте стояли тогда университеты
и учительская семинария. Например, первый профессор географии Петербургского
университета Е. Ф. Зябловский окончил учительскую семинарию в 1788 г., был
назначен народным учителем в город Колывань 2 , где написал свою первую
научную работу краеведческого содержания: «Описание топографическое и статистическое
Колыванской губернии». В 1797 г. он был приглашён профессором географии
и статистики в Учительскую семинарию, а после стал профессором универ ситета.
Обычно география преподавалась в высших учебных заведе ниях на историко-филологическом
факультете.
Поэтому Зябловский и некоторые другие писали по географии и
истории. В упомянутых выше школьных уставах одному и тому же учителю поручается
преподавать географию, статистику и исто рию. Это сопровождалось ослаблением
физико-географической основы^в курсах географии, разбуханием политико-администра
тивного и номенклатурного материала.
В 1783 г. были опубликованы педагогические статьи просвети теля и мученика
за свои идеи Н. И. Новикова (1744—1818). В них излагались передовые по тому
времени методические идеи. Н. И. Новиков предлагал учить детей по возможности
на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений, проводить экскурсии,
наблюдения и не злоупотреблять словесно-книжными приёмами обучения.
«Не отягчайте память детей знаками и словами, не доводя купно до сознания
вещей, оными означаемых».
В XIX в. в России продолжали развиваться как наука география, так и школьная
география. И это развитие приняло такие размеры, что в настоящей книге нет
места не только для описания, но даже' для перечисления всех географических
путешествий, теоретических исследований, напечатанных научных и учебных
работ по географии и по методике её преподавания. Поэтому приходится ограничиться
лишь только упоминанием некоторых фактов и имён.
В XIX в. исследования русских географов производились не только на территории
России, но и в других странах и даже на других материках. Русская наука
география внесла большой вклад в дело изучения всего зем ного шара. В первые
десятилетия XIX в. Россия организовала ряд замечательных кругосветных путешествий,
которые сопровождались открытием новых земель, наблюдениями, исследованиями.
В 1803—1806 гг. состоялось первое кругосветное плавание русских моряков
под командой И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, которыми были открыты
ряд островов на Тихом океане.
Два плавания совершил В. М. Головнин. Первое из них (1807—1809 гг.) было
особенно тяжёлым. На военном шлюпе «Диана» лейтенант Головнин достиг Кейптауна
(портовый город Южной Африки), где сделал остановку. Здесь англичане его
задержали, так как за это время произошёл разрыв отношений между Россией
и Англией. После тринадцатимесячного пребыва ния в плену русские моряки
совершили смелый побег и уплыли на восток. Головнину было приказано произвести
съёмку южных Курильских и Шантар- ских островов, что он и выполнил. Когда
же он остановился у одного из островов, чтобы запастись водой, то японцы
заманили Головнина, мичмана Мура, штурмана Хлебникова и четырёх матросов
и вероломно захватили их в плен. Японцы посадили их в тюрьму. Отважные русские
моряки и здесь совершили побег. Но после девятидневного скитания в горах
Японии они были схвачены и вновь отправлены в тюрьму. Только через 26 месяцев
и 26 дней по требованию русского правительства лейтенант Головнин с дру
гими моряками были освобождены японцами. Второе плавание Головнин совершил
в 1817—1819 гг.
Два кругосветных путешествия совершил О. Е. Коцебу: в 1815—1818 гг. и 1823—1826
гг.
Особенно многозначительным было кругосветное путешествие русских моряков
под командою Ф. Ф. Беллингсгаузена и М. П. Лазарева. Они первые открыли
Антарктиду и много островов. Таким образом, честь открытия мате рика Антарктиды
принадлежит русским.
Большие научные результаты дало кругосветное плавание экспедиции под командою
Ф. П. Литке в 1826—1829 гг.; было открыто 12 йеизвестных островов в группе
Каролин. Чрезвычайно важными для Русского государства были исследования
Г. И. Невельского на Дальнем Востоке 1848—1855 гг.,которые завершили закрепление
за Россией Приморского края, установили, что Сахалин есть остров и разрешили
много других географических вопросов.
Из сухопутных географических экспедиций в XIX в. важное значение имели
исследования Таймыра и Восточной Сибири А. Ф. Миддендорфом в 1843—1844 г.;
«Большая Сибирская экспедиция» при участии Усольцева и др.; Тянь-Шаня и
Алтая П. П. Семёновым—Тян-Шанским в 1856—1858 гг.; Тур кестана Н. А. Северцевым
в 1857 г.; Восточной Сибири П. А. Кропоткиным в 1863—1868 гг. (он создал
теорию ледникового периода в четвертичное время); Средней Азии А. П. Федченко
в 1869—1871 гг. (он открыл Заалийский хребет); Приморья и Центральной Азии
Н. М. Пржевальским в 1870—1888 гг.; Средней Азии Г. Е. Грумм-Гржимайло в
1884—1887 гг.; бассейна рек Яны, Индигирки и Колымы И. Д. Черским 1891—1892
гг.
В XIX в. Россия распространила свои географические исследования и на зарубежную
Азию. Кроме Пржевальского, Центральную Азию изучали Г. Н. Потанин в 1876—1892
гг. (Китай, Тибет, Монголию), П. К. Козлов, который участвовал в четвёртом
путешествии Пржевальского, затем сам руководил рядом экспедиций (умер в
1935 г.), А. Н. Краснов, который путешест вовал в Китае, Японии, Яве, Цейлоне,
по Центральной Индии и др.
Конечно, нет возможности здесь перечислить всех русских путешествен ников.
Много мужества и геройства проявили русские путешественники в преодолении
громадных трудностей и лишений. Ради науки они жертво вали своей жизнью.
Например, Пржевальский, Черский умерли в пути. Геройской смертью погиб Г.
Я- Седов. Он — сын рыбака-крестьянина с побе режья Азовского моря — исследовал
северные берега Сибири, устье р. Ко лымы, Новую Землю. В 1912 г. он организовал
поход к Северному полюсу. Достигли Земли Франца Иосифа. Непреодолимые трудности
остановили движение путешественников. Седов решил пробиваться к полюсу.
Из группы только двое согласились сопровождать его. Царское правительство
не по могло. Экспедиция плохо была оборудована. Седов умер в дороге',
Хотя главные усилия русских географов были направлены на исследова ние
обширной территории своего отечества и сопредельной Азии, но они приняли
также участие и в изучении других материков. Об открытии русскими материка
Антарктиды уже говорилось. В А.^рике путешествовали русские исследователи:
А. С. Норов в 1834—1835 гг., А. А. Рафалович в 1846—1847 гг., Е. П. Ковалевский
и Л. С. Ценковский в 1847—1848 гг. Более длительным было путешествие по
Африке Василия Васильевича Юнкера (1875—1878 гг. и 1879—1886 гг.). Многие
русские путешественники исследовали Абиссинию и другие части Африки (Артамонов,
Леонтьев, Булатович, Щусев, Троицкий, Липский, Драницын, Пузанов и др.).
Мировую известность получили исследо вания Новой Гвинеи, Малаи и др. Н.
Н. Миклухо - Маклаем (1871—1887 гг.).
Русские путешественники приняли участие также в исследовании Америки. Ещё
в XVII в. русские путешественники первые ознакомились и даже частично заселили
северо-западную часть Америки — Аляску, прилежащие к ней острова и северо-западное
побережье материка Америки. Знаменитый русский географ А. И. Воейков путешествовал
по Северной и Южной Аме рике в 1873—1875 гг. После него путешествовали Альбов
по Южной Америке в 1895 г., Крюков в Аргентине в 1903—1904 гг.
Подвиги русских путешественников-географов, заслуги русских учёных в развитии
мировой науки являются важным средством в воспитании у уче ников советского
патриотизма и чувства национальной гордости за свою родину.
Крупную
роль в развитии русской науки географии сыграло Русское географическое общество,
которое было открыто в 1845 г.
Крепли и всё больше развёртывали свою исследовательскую работу по географии
в XIX в. университеты. Об открытии Московского и Петербург ского университетов
говорилось выше. Основаны были и другие университеты: Казанский в 1804 г.,
Харьковский в 1804 г., Киевский в 1832 г., Одесский в 1865 г., Томский в
1888 г., Саратовский в 1909 г.
В Петербургском университете в первой половине XIX в. наряду с проф. Е.
Ф. Зябловским среди преподавателей географии особенно выделялся проф. К.
И. Арсеньев (1789—1865). Если Зяб- ловский был по убеждениям консерватором,
то Арсеньев держался прогрессивных взглядов и был крупным общественным деятелем.
В 1821 г. Арсеньев был уволен из университета «за безбожие и революционные
идеи». Впоследствии он был восстановлен в долж ности профессора университета
и в 1836 г. избран членом Ака демии наук. Он был одним из учредителей Русского
географиче ского общества. Он преподавал экономическую и политическую географию.
В Московском университете география преподавалась до 1847 г. В этом году
преподаватель географии доцент Ефремов был уволен из университета за революционные
идеи. Чтение лекций по географии из-за этого прекратилось и возобновилось
только тогда, когда кафедру географии занял наш величайший географ проф.
Д. Н. Анучин (1843—1923).
По «Уставу учебных заведений» 1804 г. предусматривались у нас приходские
училища ', уездные двухклассные училища и гимназии. В течение XIX в. школьная
система несколько изме нялась и пополнялась новыми видами школ.
География как самостоятельный предмет преподавалась в гимназиях и в двухклассных
училищах. В каждой гимназии предписывалось иметь библиотеку, «собрание географических
карт, глобусов и армилярных сфер с атласом древней географии», собрание
геометрических тел, геодезических орудий, астролябий, компасов и пр. Налажено
было производство школьных карт и глобусов.
Таким образом, к началу XIX в. у нас вполне сложилась и прочно укрепилась
в школах учебная география со своей ориги нальной учебной географической
литературой, базой для которой служила наука география. Тогда уже известны
были основные наглядные учебные пособия по географии.
Конечно, на всей школьной системе тяготел, эксплоататорский феодально-буржуазный
общественный строй. Средние и высшие школы предназначались в основном для
детей феодалов и крупной буржуазии. Они были мало доступны детям крестьян
и ра бочих.
В XIX в. продолжалась работа по составлению учебников по географии и дальше
развивалась методика географии.
Большое влияние на развитие передовых методических идей оказали в XIX в.
В Г Белинский (1811—1848), Н. В. Гоголь (1809—1852), А. И. Герцен (1812—1870),
Н. Г. Чернышевский (1828—1889), Н. А. Добролюбов (1836— 1861), Д И. Писарев
(1814—1868), К. Д. Ушинский (1824—1870), Д. Д. Се мёнов (1834—1902), П.
Белоха, Смирнов, Герд, Лесгафт и др.
Начиная с 60-х годов росла литература по методике географии. Кроме Д. Д.
Семёнова, по методике географии писали Белов (1869), Никитин (1875), Брызгалов
(1875), Карпова (1871), Весин (1875), Раевский, Овчинников, Воронецкий,
Стоянов, Ряднов, Бойков, Борзов, Буданов, Руднев, Иванов ский и др.
Широкой популярностью до революции пользовались работы по методике географии
Соколова, Петри, Нечаева, Аржанова. Особенно большое и плодо творное влияние
оказал на развитие географии как науки и как школьного предмета Д. Н. Анучин
(1843—1923), профессор кафедры географии в Москов ском университете с 1885
г. Переводились также на русский язык иностранные методики, например, Оберлендера,
Гейки.
Значительное оживление в школьной географии наблюдалось в XX в. перед революцией.
Учебники по географии Лесгафта, группы московских преподавателей — Крубера,
Баркова, Гри горьева и Чефранова, а также учебники Иванова явились тогда
большим шагом вперёд в развитии школьной географии.
Много ценных мыслей было высказано русскими методистами- географами. Но
для своего претворения в жизнь эти мысли встре чали непреодолимое препятствие
в консервативной школьной по литике царского правительства, в классовом
эксплоататорском общественном строе.
Если в уездных, коммерческих, реальных училищах, в гимназиях география
преподавалась как особый предмет, то такого положения география никогда
не достигла в начальной школе доре волюционного времени.
В начальной школе не было отдельных учебных предметов. Обучение там велось
по учебным книгам — хрестоматиям. Неко торые из таких книг много раз переиздавались
и отличались боль шими достоинствами. К таким книгам относятся «Книга первона
чального чтения в народных школах» В. Водовозова, «Детский мир» и «Родное
слово» К- Д. Ушинского и др. В этих книгах со держатся статьи для ознакомления
детей с окружающим миром, рассказы по географии, естествознанию, истории,
фольклору.
В географических рассказах в книге Водовозова говорится об ориентировании
на местности по полуденной тени, о снятии плана с местности, о карте вообще,
о карте России, о северной, средней и южной полосах России, о занятиях и
быте населения.
Ещё богаче этот материал в книгах Ушинского, которые про никнуты глубокой
дидактической идеей. Знакомство учеников с географическим материалом начинается
в книгах Ушинского с классной комнаты, с изучения окрестностей.
Только в советское время и в начальной школе география стала преподаваться
как самостоятельный предмет. По про грамме 1949 г. предметная система обучения
начинается с IV класса.
Читать дальше