Методика повторения пройденного
Правильно поставленное
обучение географии требует постоянного повторения ранее прой денного. Усвоение
новых знаний должно сочетаться с повторе нием прошлого материала. При изучении
географии ученику много приходится брать памятью: например, приходится запоми
нать много географических названий, цифр, размещение геогра фических объектов
на карте, определения географических поня тий и т. д. С течением времени
географические знания забы ваются. Повторение необходимо для упрочения знаний.
Повторение пройденного также необходимо и для успешного усвоения новых
знаний. Ученики лучше усваивают новые знания, когда они идут «от известного
к неизвестному». А для этого нужно повторение известного.
К. Д. Ушинский рассматривал повторение как один из основ ных способов обучения.
Он писал, что «беспрестанно должно по вторяться старое с прибавлением нового...
так, чтобы новое не пременно строилось на старом»
Он говорил: «Чем меньше возраст учащегося, тем чаще сле дует прибегать
к повторениям, потому что первые следы науки укрепляются гораздо труднее
последующих».
Ещё в древности говорили, что «Повторение — мать учения».
Действительно, современное обучение и строится на основе по вторения. Повторение
проводится как в классе, так и в виде до машнего задания.
Повторение бывает: при повседневных уроках,— его можно назвать текущим повторением,
а также повторение периодиче
ское: при окончании четверти, полугода и учебного года; повторе ние перед
контрольными работами, перед испытаниями, после пройденного раздела программы.
Повторение может входить как элемент в обычные уроки. Повторению могут
посвящаться и особые целые уроки. Многие учителя склоняются к тому, чтобы
делать упор на текущее повто рение.
На уроках параллельно с изучением нового материала про водится организованное
повторение пройденного раньше. Темы из старого материала регулярно задаются
на дом вместе с новым материалом и повторение их учениками проверяется вместе
с про веркой домашнего задания по новому материалу.
По своей сущности и закрепление нового материала пред ставляет собой тоже
повторение.
Элементы повторения пройденного материала включаются и в само объяснение
нового материала. Проводимая при этом увязка нового материала со старым,
следование от известного, вклю чает в себя повторение.
Отсюда видим, что повторение пронизывает весь педагоги ческий процесс и
проводится на всех стадиях урока. И это вполне целесообразно, ибо без повторения
едва ли можно бы достигнуть прочных знаний.
Повторение пройденного материала может быть проводимо разными методами.
Нужно избегать механической зубрёжки. К. Д. Ушинский различал пассивное
и активное повторение. Пассивным повторением будет такое, когда ученик вновь
проходит материал так, как он раньше изучал его. «Активное повторение состоит
в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего
мира, воспроизводит в самом себе следы вос принятых им прежде представлений».
Например, ученик закрывает книгу и рассказывает содержание статьи на память.
Активное повторение гораздо действительнее пассивного (Ушинский).
При устных повторениях нужно избегать идти тем же путём, каким материал
объяснялся сначала. Следует вопросы поставить в ином порядке, с перегруппировкой
материала. Такое повторение содействует более углублённому усвоению знания
и придаёт ему некоторую новизну.
Повторение можно проводить на основе использования разных учебных пособий.
Предположим, что новый материал по изучению географии какой-нибудь части
поверхности земли был устно объ яснён. Повторение же его может быть осуществлено
в виде «путе шествия» по карте или анализа географической картины. Ученик
по карте передвигается и указывает, что он встречает. Он расска зывает,
какой рельеф, климат, гидрография, почвенно-раститель- ный покров и пр.
в каждой местности, которые встречаются ему при перемещениях по карте.
Очень удобно проводить повторение пройденного по геогра фической картине.
Ученик, глядя на картину, анализирует её со держание и повторяет объяснённый
раньше ландшафт. Для по вторения может быть использован показ на экране
диапозитивов и учебных кинофильмов.
Особенно важно стремиться к разнообразию методов на уро ках, посвященных
целиком повторению пройденного. Одно и то же надоедает. Желательно сменять
приёмы повторения: устный опрос, письменная работа, географическая задача,
работа над стенной картой, занятия по контурной карте, анализ картины, опыты,
наблюдения и т. п. Полезно применять заключительные экскурсии для повторения.
Читать дальше