Виды объёмных изображений и их значение.
Объёмные нагляд
ные пособия ближе к натуральным предметам, чем плоскостные изображения.
В распоряжении современной школы имеются объёмные наглядные пособия разного
типа.
1. Стереоскопические картины. Они воспринимаются в рельефе
и в глубину и являются ценными пособиями. Имеются трудности
"для использования стереоскопических снимков на уроках.
2. Макеты. Географические объекты: отдельные ландшафты,
горы, реки, селения и пр., могут быть изображены в виде
макетов.
В Институте методов обучения Академии педагогических наук РСФСР географическая
картина удачно реконструируется в макет. Система декоративных кулис макета
при надлежащем освещении электрическими лампочками весьма наглядно передаёт
в перспективе географический ландшафт,
Такой макет более приближает изображение к натуре, чем картина. Он портативен,
легко собирается и разбирается. Предполагается типограф ское печатание рисунков
нужного размера, которыми будут снабжаться школы. Останется только вырезать
из картона кулисы по величине рисунков и из них смонтировать макет.
Макет, как и картина, может изображать определённую мест ность
с натуры, а может
передавать только абстрактный тип ландшафта. Такие макеты типов географических
объектов исполь зуются при изучении общих географических понятий.
На уроках по страноведению требуются макеты, которые изображают изучаемую
местность. К тем и другим макетам предъявляется требование чёткости, правдивости.
Методика работы с макетом та же самая, что и с картиной. Принесённый на
урок макет лучше держать завешенным и откры вать его только в момент его
использования. Макет должен производить на детей ещё большее впечатление,
чем картина. Поэтому есть опасность, что само его устройство привлечёт слиш
ком большое внимание детей и заслонит собою изображаемый реальный географический
ландшафт. Это учителю нужно иметь в виду и вопросами увязывать содержание
макета с действитель ностью. На макете видны равнина, холм, озеро. Учитель
застав ляет вспоминать местный ландшафт — равнину, холм, озеро или пруд.
Он спрашивает, чем изображённые в макете объекты отли чаются от местных?
Затем он устанавливает на карте, где распо ложен изображённый в макете ландшафт,
его географическое положение и другие признаки, которые не отразились в
макете. Таким образом, учитель направляет внимание учеников от макета на
подлинную географию.
3. К объёмным наглядным пособиям надо отнести и рельефную карту.
Читать дальше