Проведение наблюдения, фиксация и обработка
материалов
Чрезвычайно
разнообразна техника наблюдений и регистра ция наблюдаемых явлений. Здесь
открывается широкое поле для творчества педагогов. Это творчество направлено
на изобретение самодельных приборов, на придумывание лучших приёмов и спо
собов самого наблюдения и на применение наиболее удобных форм фиксации материала.
После первых вопросов, мобилизующих внимание учеников на наблюдаемый предмет,
нужно сделать паузу, чтобы дети могли действительно присмотреться.
Во-вторых, следующей серией вопросов учитель контроли рует восприятие учащихся
и направляет их мышление в должную сторону. Так, он спрашивает, что видят
ученики. А потом вопро сами он углубляет наблюдения, расширяет их, заставляет
учени ков облекать в слова свои впечатления. Учитель помогает им фор мулировать
свои мысли и давать определения явлениям. Возмо жен взаимный обмен вопросами.
В-третьих, вопросами учитель заставляет учеников подвести итог своим наблюдениям,
обобщить их. В данном случае будет спрашивать учитель, но могут задавать
вопросы и ученики. Вы воды делают сами ученики, а учитель помогает словесно
офор мить их.
Через такие три стадии проходит руководство учителя одно кратным наблюдением.
Проведение длительного, а также и регулярного повторного наблюдения вызывает
дополнительные моменты. И тогда беседа учителя будет распадаться также на
стадии: 1) организация на блюдения, 2) мобилизация внимания учащихся на
наблюдаемом явлении, 3) руководство восприятием, осознанием и истолкованием
явления, 4) подытоживание, обобщение наблюдения.
Остановимся на некоторых примерах проведения наблюдений.
1. Определение полуденной линии и нахож дение сторон горизонта.
На открытом пришкольном участке (на географической площадке) вбивается в
землю шест, длиной около 2 м, и выверяется отвесом. Его называют
«гномо ном», что значит по-русски «указатель». Принимая гномон за центр,
проводят окружность посредством верёвки (шнурка). На одном конце шнурка
делается кольцо, которое надевается на шест, а к другому концу на расстоянии
1 м привязывается
колышек. Этим колышком на земле прочерчивается окружность. Дети на блюдают,
как до полудня тень уменьшается. Когда конец тени придётся на окружности,
они в этом месте вбивают колышек. После полудня тень начнёт удлиняться и
изменит направление. Дети опять отметят колышком то место на окружности,
кото рого достигнет конец тени. После этого легко найти полуденную линию.
Для этого точки, обозначающие на окружности концы тени до полудня и после
полудня, соединяют прямой линией.
Шнур, протянутый от шеста через середину этой линии, будет обозначать направление
с юга на север. По этому шнуру можно прорыть узкую канавку, усыпать её красным
песком или битым кирпичом, цветными камушками, образовать стрелку, направлен
ную на север. От шеста можно прорыть такие же канавки в сто роны запада
и востока.
Можно устроить переносный гномон. Доска приблизительно в 40
X 40 см оклеивается
белой бумагой. В центре доски вделы вается заострённый шестик в 10—15 см. Его
вертикальное поло жение выверяют прямоугольным треугольником или отвесом.
На расстоянии 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40 и т. д. мм от основания
шеста проводятся полуокружности, концы которых обозначаются соответствующими
цифрами. При установке переносного гномона горизонтальность доски желательно
выверить уровнем или ватерпасом.
Посредством такого гномона можно находить по солнцу полу денную линию и
стороны горизонта в помещении на подокон нике окна, выходящего на южную
сторону.
Для этого на одних и тех же полуокружностях отмечают крестиком концы тени
от шестика до полудня и после полудня, соединяют их хордами. Прямая линия,
проведённая от основания шестика через средины хорд, и является полуденной
линией. А по ней уже нетрудно найти и все страны света.
Можно провести упражнение по определению сторон гори зонта в ночное время
по Полярной звезде. Конечно, наиболее удобно определять стороны горизонта
по компасу.
II . Путь солнца по небесному своду. Переме щение солнца по небосводу в
течение дня можно непосредственно наблюдать: дети заметят, где оно бывает
утром, в полдень, вече ром. Можно это связать с наблюдением над изменением
тени.
Длительного наблюдения требует ознакомление детей с из менением положения
солнца в течение года. Это можно устанав ливать путём наблюдения за местами
восхода и захода солнца и за высотой солнца над горизонтом в полдень. Такие
наблюде ния можно проводить разными способами. Вот некоторые из них.
Ежемесячное наблюдение за местами вос хода и захода солнц. 1. На пришкольном
открытом участке вбивается в землю шест в 1 м. На одном конце верёвки,
длиной в три метра, делается кольцо и одевается на шест, а к дру гому концу
привязывается колышек, которым прочерчивается окружность. Черта углубляется
и усыпается красным песком или битым кирпичом. Наблюдения над местом восхода
и захода солнца ведутся от шеста.
Пункты пересечения окружности линией, идущей от шеста в направлении к месту
восхода и захода солнца, обозначаются ко лышками, на которых отмечается
дата наблюдения. Проведённая окружность изображает горизонт. Колышки каждого
месяца бу дут показывать перемещение по горизонту пунктов восхода и захода
солнца в течение года.
Ежемесячное наблюдение за высотойсолнца над горизонтом в полдень. Эти наблюдения
можно проводить разными способами. Вот один из них:
а) на географической площадке посредством гномона нахо дится полуденная
линия. На этой линии вбиваются две рейки: одна высотой в 2—3 м, а
другая высотой в 1 м, на расстоянии метра на север от первой. В
тот момент, когда малая рейка ока жется в тени, падающей от первой, наблюдают,
на какой высоте большой рейки проходит линия, идущая от глаза наблюдателя,
находящегося на уровне малой рейки, к солнцу. Эта высота измеряется и отмечается
с указа нием даты наблюдения. Наблюдение повторяет ся каждый месяц.
Результаты ежемесячного наблюдения над высотой солнца в течение
года можно изо бразить на чертеже или в макете.
Сравнивая этот чертёж с чертежом, изображающим перемеще ние пунктов восхода
и захода солнца по гори зонту, ученики увидят связь между высотой солнца
в полдень и удалённостью пунктов восхода и захода солн ца от севера. Можно
эти два вида наблюде ний проводить в одни и те же дни.
В дальнейшем будет показана связь высоты солнца над гори зонтом с температурой
воздуха.
Обрабатывая результаты своих наблюдений над солнцем, дети устанавливают,
в какие часы ежедневно и в каком месяце года солнце занимает самое высокое
положение. При прочих равных ус ловиях, в течение дня и в течение года увеличение
высоты солнца сопровождается повышением температуры, увеличением тепла.
Это подводит учеников к познанию двух важных истин: 1) что земля получает
тепло от солнца и 2) что количество получаемого землёй тепла зависит от
высоты солнца над горизонтом.
Ученики будут также подготовлены к пониманию в дальней шем того, что высота
полуденного солнца бывает различна не только в разное время года, но и на
разных широтах земли. В ме стах, расположенных на юг от нас, солнце поднимается
ещё выше, чем у нас, а в некоторых местах бывает прямо над головой (в зените).
К северу от нашего места полуденное солнце бывает ниже, чем у нас.
Эти наблюдения послужат для детей отправными пунктами для уяснения ряда
коренных вопросов землеведения.
Наблюдения над погодой. Программой начальной школы предусматриваются наблюдения
над погодой в течение месяца. Температура записывается по показаниям термометра,
который помещается в особой будке. За неимением будки термо метр надо держать
в затенённом месте на высоте 2 м.
Наблюдение над силой и направлением ветра ведётся посред ством флюгера
с доской Вильде. Его нужно поднимать выше, а потому следует устраивать на
крыше или на шесте. За неиме нием такого флюгера для определения направления
ветра, можно употреблять самодельные флажок, вертушку и пр., а силу ветра
устанавливать по наклонению деревьев, по дыму и т. д.
Отмечается характер выпадения осадков.
Глубина снега измеряется стационарным или переносным снегомером, который
представляет собой четырёхугольную рейку длиной около 1,5 метра с сантиметровыми
делениями.
Стационарные рейки с осени ставятся в трёх местах, где снег не будет вытаптываться.
Для измерения снежного покрова переносной рейкой выбирают не менее трёх
разных по своему поло жению пунктов и в них раз в пятидневку или в неделю
или в другие сроки измеряется глубина снега путём погружения снего мера
до земли.
Наблюдения за облачностью ведутся на глаз.
При составлении плана наблюдений над погодой необходимо учитывать возраст
и бытовые условия учащихся. Например, сколько раз и в какие часы вести наблюдения
над температурой? С 1935 г. метеорологические станции фиксируют температурные
показания четыре раза в сутки: в 1, в 7, в 13 и в 19 часов по мест ному
среднему солнечному времени. Раньше эти наблюдения про водились только три
раза: в 7, в 13 и в 21 час.
Само собой понятно, что в начальной школе, особенно с уче никами, приходящими
из разных деревень, трудно проводить четырёх- или трёхкратное наблюдение
над температурой. Там может быть придётся ограничиться регулярной записью
показаний термометра один раз в сутки — в полдень 2 . Результаты таких наблюдений
позволят вывести полуденную температуру среднюю за декаду, за месяц, по
временам года и даже за целый год. В этот же час учащиеся начальной школы
могут записывать осадки, состояние Надо приучить учеников не только регулярно
и точно наблю дать, но и правильно, аккуратно записывать наблюдения, а по
том их обрабатывать и тщательно хранить. Очень важно привить навык ученикам
— все свои наблюдения «брать на карандаш». Желательно также отмечать заморозки,
ливни, грозы, туманы, большие снегопады, метели, гололедицы, вскрытие и
замерзание рек, начало и конец сельскохозяйственных работ (сельские школы),
фенологические явления.
Для записи наблюдений метеорологические станции имеют готовые бланки. Педучилище,
старшие классы средних школ мо гут освоить запись по форме бланков метеорологической
станции. Но можно их упростить. В начальной школе дети ведут календарь погоды,
обыкновенно красиво его оформляют, иллюстрируют рисунками.
Можно завести «дежурную тетрадь для наблюдений над по годой». На лицевой
странице написать маленькую инструкцию с объяснением условных знаков, какие
будут употребляться при записи.
Вот образец такой инструкции:
1. Наблюдение над температурой.
Запись показаний термометра в 13 ч.' Осенние и весенние заморозки подчеркнуть.
2. Наблюдения над направлением и силой ветра в 13 ч.
Направление ветра обозначается С, Ю, 3, В (ев, сз, юв, юз или ф) (с севера),
—* (с запада),-<— (с востока), f (с юга). Сила ветра определяется словами
2 :
«Тихо»—дым из трубы поднимается прямо вверх, листья деревьев непо движны.
«Слабый ветер» — колеблются листья на деревьях.
«Небольшой ветер» — качаются небольшие ветви.
«Умеренный ветер» — качаются большие ветви.
«Сильный ветер» — качаются стволы небольших деревьев.
«Очень сильный ветер» — колеблются большие деревья.
«Буря» — деревья вырываются с корнями: срываются крыши с домов.
облачности, ветра.
3. Обозначение облачности.
4. Наблюдения над глубиной снежного покрова
в неделю раз.
Обработка произведённых наблюдений над погодой включает подсчёт количества
дней в месяце: а) с ветрами западными, во сточными, северными, южными; с
тихими, слабыми, сильными, с бурями; б) ясных, пасмурных, облачных; в) с
осадками.
Внутри «дежурной тетради» на двух развёрнутых страницах сверху сделать
оглавление: «Географические наблюдения в сентябре (или в другом) месяце
1950 г.» и завести такие графы:
1) число; 2) имена и фамилии дежурных наблюдателей; 3) температура в
13 час; 4) «ветры» с подграфами: «направление», «сила в эти же часы»;
5) «облачность»; 6) «осадки»; 7) измерение глубины снега раз в неделю
с подграфами: «пункт № 1, пункт № 2, пункт № 3 и средняя»; 8) «высота
полуденного солнца над горизонтом» (количество сантиметров от основания
шеста до уровня прохождения зрительной линии на солнце).
Дежурные учащиеся под руководством учителя записывают свои наблюдения,
подсчитывают их и в большой крайней графе справа делают общую письменную
характеристику погоды своей местности за период их дежурства. Сначала
нужно приучать детей давать характеристику погоды за один день. По мере
раз вития их сообразительности можно предлагать характеризовать погоду
за неделю, за месяц, наконец, и вообще погоду нашей местности. Большое
содействие развитию способности брать эле менты климата в комплексе оказывает
составление таблиц, по казывающих изменение и взаимосвязь элементов погоды
за пе риод наблюдения. Такие таблицы, чертежи надо составлять и по мещать
в краеведческом уголке.
Несколько иной должна быть организация записи фенологических явлений.
Надо постараться вовлечь в это дело по возможности всех учащихся. К этому
следует приспособить и форму регистрации замеченных явлений. Материал
оформляется в виде «календаря природы». Форма «календаря природы» даётся
в ме тодиках естествознания.
Чрезвычайно интересны в воспитательном и научном отноше нии наблюдения
над режимом вод, над растительным и живот ным миром. Можно наблюдать за
водами реки, озера, пруда своей местности. На реке можно отмечать, в какое
время вода поднимается (разливается), понижается (мелеет), насколько в
это время русло расширяется и сужается ', когда река замерзает и вскрывается,
где вода размывает берега, где намывает; жизнь животных и растений реки.
На озере и пруде можно наблюдать поднятие и понижение воды, время замерзания
и вскрытия, зарастание.
Географические наблюдения сближают детей с природой, приучают их внимательно
присматриваться к ней и развивают любовь к ней, любовь к родному краю, а
через это и любовь к своей социалистической родине. Проведение этих наблюдений
бу
дет закладывать у детей начала диалектико-материалистического мировоззрения.
В результате таких занятий ученики обогатят за пас своих географических представлений,
научатся добывать зна ния не только из книг, но из непосредственного исследования
окружающей действительности. Всё это послужит для них под готовкой к осмысленному
и прочному усвоению курсов геогра фии в последующих классах. Посредством проведения
наблюдений, экскурсий, туристических походов, занятий краеведением должен создаваться
фундамент всего географического образова ния учеников.
Читать дальше