Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Урок как основная форма обучения географии

Оглавление

 

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

I . УРОК ПО ГЕОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Урок как основная форма обучения географии.

Еще давным давно, ЦК ВКП(б) в постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 г. признал, что «Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся со строго определённым расписанием занятий и твёрдым составом уча щихся».

В этом постановлении урок признаётся основной формой орга низации учебной работы. Но этим самым не исключается приме нение и других форм работы.

Существенными особенностями урока являются: 1) постоянная группа учащихся— класс, 2) определённое расписание, 3) ведущая роль учителя.

Урок — это сложная форма классного систематического, регу лярного обучения по определённой программе и расписанию с при менением разнообразных методов. Как форма организации учеб ной работы урок должен рассматриваться в единстве с его содер жанием и целенаправленной деятельностью учителя. Поэтому уроки различаются в зависимости от целей, от преподаваемых наук, даже от отдельных тем, от возраста учащихся и от конкретных условий работы школы.

Урок по географии отличается от уроков по другим предметам своими особыми целями, специфическим характером географии, локальным и комплексным рассмотрением явлений, увязкой учеб ного материала с картой, использованием особых географических наглядных пособий и т. д. Всё это вместе создало необходимость в особой методике географии, главным объектом изучения которой и является урок по географии.

В зависимости от возрастных особенностей, уровня развития учеников начальной школы возникает необходимость разработки

методики начального обучения. Уроки в начальной школе существенно отличаются от уроков в средней школе. В первых трёх классах начальной школы обучение проводится на основе объяснительного чтения. Элементарные сведения по географии ученики получают на уроках родного языка. Родной язык изучается путём объяснительного чтения географических и прочих статей, увязанного с непосредственным восприятием предметов и процессов географии. Конкретные географические представления имеют большое значение при обучении детей языку. Они дают предметный материал для разнообразных упражнений по развитию речи и мышления учащихся. Поэтому уроки объяснительного чтения не должны отрываться от непосредственного ознакомления детей с географией своей местности на экскурсиях, во время наблюдений, упражнений на географической площадке. Уроки объяснительного чтения сочетаются с предметными уроками по географии.

В IV классе проходится элементарный систематический курс географии СССР. Но уроки и этого класса имеют свои особенности.

Ведущая роль учителя в проведении урока по географии. Обширность, комплексность и многообразие изучаемых географией явлений усложняют организацию учебного процесса и увеличивают роль и значение учителя. Учитель*проводит урок. Он осуществляет обучение и идейно-политическое воспитание учеников.

Советская педагогика давно отбросила встречавшийся в прошлое время взгляд, что формирование представлений и понятий ученика является столь тонким и сложным процессом, что учителю не следует вмешиваться в него. Советская методика учит, что и в деле обучения и воспитания детей нельзя полагаться на самотёк. Учитель, вооружённый знанием преподаваемого предмета, методики, педагогики, детской психологии, умело и целенаправленно организует процесс обучения и воспитания учащихся в духе коммунистической нравственности и руководит их развитием.

Учитель,планирует весь ход учебных занятий. Он решает, проводить ли ему по данной теме занятия в классе или на географической площадке, или совершить экскурсию. Он заботится о развёртывании внеклассных занятий, о приобретении или изготовлении наглядных и учебных пособий, о пополнении библиотеки географической литературой, о создании в школе краеведческо- географического уголка и т. п.

Усвоение учениками знаний, навыков, приобретение коммунистических убеждений — это активный процесс, в котором участвуют познавательная, эмоциональная и волевая сферы психики ученика. Этим объясняется громадная педагогическая полезность всякого рода самостоятельных работ учеников и активных мето дов обучения географии.

Но применение в обучении активных методов не снижает роли учителя в проведении урока. Учитель организует самостоятельныеработы учеников по книге, по контурной карте, решение задач по карте, выполнение письменных контрольных заданий, упражнение на географической площадке и т. д., руководит ими, проверяет и оценивает их.

Проведение самостоятельных работ учеников и вообще обучение активными методами требует от учителя напряжённого творчества, методической изобретательности и педагогического мастерства.

Учитель определяет цель каждого урока и отвечает за её осуществление. В основном от учителя зависит качество урока и успех учебно-воспитательной работы.

 

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz