ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ.
I . УРОК ПО ГЕОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Урок как основная форма обучения географии.
Еще давным давно, ЦК ВКП(б) в постановлении «Об учебных программах и режиме
в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 г. признал, что «Основной
формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться
урок с данной группой учащихся со строго определённым расписанием занятий
и твёрдым составом уча щихся».
В этом постановлении урок признаётся основной формой орга низации учебной
работы. Но этим самым не исключается приме нение и других форм работы.
Существенными особенностями урока являются: 1) постоянная группа учащихся—
класс, 2) определённое расписание, 3) ведущая роль учителя.
Урок — это сложная форма классного систематического, регу лярного обучения
по определённой программе и расписанию с при менением разнообразных методов.
Как форма организации учеб ной работы урок должен рассматриваться в единстве
с его содер жанием и целенаправленной деятельностью учителя. Поэтому уроки
различаются в зависимости от целей, от преподаваемых наук, даже от отдельных
тем, от возраста учащихся и от конкретных условий работы школы.
Урок по географии отличается от уроков по другим предметам своими особыми
целями, специфическим характером географии, локальным и комплексным рассмотрением
явлений, увязкой учеб ного материала с картой, использованием особых географических
наглядных пособий и т. д. Всё это вместе создало необходимость в особой
методике географии, главным объектом изучения которой и является
урок по географии.
В зависимости от возрастных особенностей, уровня развития учеников начальной
школы возникает необходимость разработки
методики начального обучения. Уроки в начальной школе существенно отличаются
от уроков в средней школе. В первых трёх классах начальной школы обучение
проводится на основе объяснительного чтения. Элементарные сведения по
географии ученики получают на уроках родного языка. Родной язык изучается
путём объяснительного чтения географических и прочих статей, увязанного
с непосредственным восприятием предметов и процессов географии. Конкретные
географические представления имеют большое значение при обучении детей
языку. Они дают предметный материал для разнообразных упражнений по развитию
речи и мышления учащихся. Поэтому уроки объяснительного чтения не должны
отрываться от непосредственного ознакомления детей с географией своей местности
на экскурсиях, во время наблюдений, упражнений на географической площадке.
Уроки объяснительного чтения сочетаются с предметными уроками по географии.
В IV классе проходится элементарный систематический курс географии СССР.
Но уроки и этого класса имеют свои особенности.
Ведущая роль учителя в проведении урока по географии. Обширность, комплексность
и многообразие изучаемых географией явлений усложняют организацию учебного
процесса и увеличивают роль и значение учителя. Учитель*проводит урок.
Он осуществляет обучение и идейно-политическое воспитание учеников.
Советская педагогика давно отбросила встречавшийся в прошлое время взгляд,
что формирование представлений и понятий ученика является столь тонким
и сложным процессом, что учителю не следует вмешиваться в него. Советская
методика учит, что и в деле обучения и воспитания детей нельзя полагаться
на самотёк. Учитель, вооружённый знанием преподаваемого предмета, методики, педагогики, детской психологии, умело и целенаправленно организует
процесс обучения и воспитания учащихся в духе коммунистической нравственности
и руководит их развитием.
Учитель,планирует весь ход учебных занятий. Он решает, проводить ли ему
по данной теме занятия в классе или на географической площадке, или совершить
экскурсию. Он заботится о развёртывании внеклассных занятий, о приобретении
или изготовлении наглядных и учебных пособий, о пополнении библиотеки
географической литературой, о создании в школе краеведческо- географического
уголка и т. п.
Усвоение учениками знаний, навыков, приобретение коммунистических убеждений
— это активный процесс, в котором участвуют познавательная, эмоциональная
и волевая сферы психики ученика. Этим объясняется громадная педагогическая
полезность всякого рода самостоятельных работ учеников и активных мето
дов обучения географии.
Но применение в обучении активных методов не снижает роли учителя в проведении
урока. Учитель организует самостоятельныеработы учеников по книге, по контурной
карте, решение задач по карте, выполнение письменных контрольных заданий,
упражнение на географической площадке и т. д., руководит ими, проверяет
и оценивает их.
Проведение самостоятельных работ учеников и вообще обучение активными
методами требует от учителя напряжённого творчества, методической изобретательности
и педагогического мастерства.
Учитель определяет цель каждого урока и отвечает за её осуществление.
В основном от учителя зависит качество урока и успех учебно-воспитательной
работы.
Читать дальше