Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Оборудование и наглядные прсобия на уроке географии

Оглавление

 

 

Оборудование и наглядные пособия на уроке географии

Для проведения уроков географии требуется известное оборудование классной комнаты: стол, классная доска, стойки для вешания карт, картин и пр. Для выполнения некоторых учебных занятий нужны приборы, инструменты: компас, указки, линейки, циркули, термометры и т. д. Большая часть тем по географии проходится с применением наглядных пособий.

Локальное и комплексное рассмотрение изучаемых географией явлений обусловливает важную роль наглядности в преподавании географии.

Обыкновенно географические объекты имеют такую протяжённость, которая превосходит пространство, доступное одновременному обозрению человека, например: река, гора, страна. Поэтому наибольшая наглядность в географии может быть достигнута тогда, когда непосредственное восприятие географического объекта будет дополняться рассмотрением плана, карты, чертежа, таблицы.

В преподавании географии приходится знакомить учеников с разнообразными далёкими областями. Посредством географических картин, диапозитивов, кинофильмов ученики могут довольно живо увидеть далёкие от них ландшафты, например, тундру, тропический лес, пустыню и пр., которые недоступны для их непосредственного восприятия.

Сведения о применении наглядных пособий по географии относятся к самым ранним периодам её преподавания в школах. Уже в XVII в. упоминаются карты, картины, глобусы, рисунки в книге. В русских школах уже в XVIII в. наряду с этими пособиями употреблялись атласы, натуральные коллекции. Несравненно больший ассортимент наглядных пособий находится в распоряжении современного учителя географии. Многие из них могут быть изготовлены учителем при помощи учеников.

Чтобы целесообразно применять наглядные пособия при прохождении географических тем, надо хорошо себе уяснить свойства отдельных пособий. Для облегчения выбора наиболее подходящих наглядных пособий попытаемся разбить их на три группы в зависимости от .того, насколько они приближают изучаемый географический объект к живому созерцанию.

I . Натуральные и искусственные объёмные наглядные пособия:

а) Коллекции минералов, растений (гербарии), продуктов сельского хозяйства, промышленности и т. п.;

б) Модели, макеты географических объектов;

в) Рельефные карты.

II . Пособия, изображающие вид географических объектов и процессов.

•  Крупные и мелкие географические картины (стенные и раздаточные).

•  Рисунки на классной доске, в учебниках.

•  Диапозитивы географического содержания.

•  Географические кинокартины.

III. Символические наглядные пособия.

К ним принадлежат пособия, изображающие географические объекты условными знаками.

•  Топографические планы, карты, глобусы.

•  Диаграммы, картограммы, картосхемы.

Чертежи, разрезы, схемы и пр.

Каждая из этих трёх групп пособий обладает своими особенностями. Первые две группы пособий до некоторой степени могут служить источниками первичных географических представлений. Если на уроке ставится задача ознакомить учеников с самими вещами, развивать в них наблюдательность, обогатить запас их географических представлений, то для этого больше всего пригодны наглядные пособия первых двух групп. Они особенно полезны в младших классах, когда жизненный опыт и запас знаний учеников ещё очень мал. Например, многие ученики московских начальных школ не видели произрастающих кукурузы, хлопка, проса, конопли и т. д. Показ этих растений хотя бы в коллекции познакомил бы детей с ними. Со многими географическими объектами можно познакомить детей посредством картин, кинофильмов.

Пособия третьей группы играют, бесспорно, большую роль в обучении географии. Однако они имеют своё специфическое назначение. В символических наглядных пособиях географические объекты представляются в символических условных изображениях. Поэтому при помощи их нельзя детей познакомить с самими объектами. Такие пособия сами по себе не могут служить первоисточниками географических представлений. Например, если ребёнок никогда не видел реки в натуре, то по одному восприятию изображения реки на карте в виде извивающейся линии он не может составить себе представление о реке. Зато карта может оказать содействие ученику в сравнении, углублении и систематизации географических представлений, если в его сознании уже имеется материал прежних восприятий.

Символические пособия могут приносить большую пользу в оформлении географических представлений воображения. Но особенно велика роль пособий этого типа в образовании понятий, суждений и в развитии географического мышления учеников.

Из этого следует вывод: во-первых, учителю нужно стремиться к тому, чтобы урок обеспечить наглядными пособиями; во-вторых, выбирать наглядные пособия в соответствии с темой и целью урока, с возрастом учащихся и т. д.

Ознакомление детей с жизнью, с окружающей действительностью является наиболее верным средством развития их мыслящей способности. Восприятие предмета порождает мысль. Появление у ребёнка мысли создаёт потребность в слове, в высказывании. Поэтому для развития устной и письменной речи детей необходимо знакомить их с предметами и явлениями окружающего мира.

По Ушинскому, обучение родному языку может быть формальным и предметным, «вещественным». Формальным или формалистическим объяснительным чтением будет такое, которое состоит в одном упражнении в чтении, в словотолковании, в письменных работах без предварительного ознакомления учеников с предметами, о которых говорится в читаемой статье. В таком случае дети запоминают слова без конкретного представления тех предметов, к которым эти слова относятся. Такое формалистическое объянительное чтение утомляет детей и задерживает их умственное развитие.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz