Тест как вид контроля, преимущества и недостатки тестов.
Тест- это совокупность заданий, ориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения. Так в литературе определяются классические тесты обученности или школьные тесты.
Главные достоинства классических тестов это четкая стандартизация, возможность количественных оценок, массовая проверка на статистическом материале, следствием которых является объективность и надежность выводов. Однако все вышеперечисленные достоинства гарантированно проявятся в тесте лишь в том случае, если он соответствует определенным требованиям.
Правильно составленный тест должен быть:
- Относительно краткосрочным, т.е. не требовать больших затрат времени на ответы на пункты теста.
- Однозначным, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий.
- Правильным, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов.
- Относительно кратким (требующим сжатых ответов).
- Стандартным, т.е. пригодным для широкого практического использования измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
- Информационным, т.е. таким, который обеспечивает возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста со стандартной шкалой измерений.
- Удобным, т.е. пригодным для быстрой математической обработки результатов тестирования.
Однако соблюдение этих правил не освобождает теств от присущих им недостатков (впрочем практически у любого метода контроля имеются свои недостатки).Одним из недостатков является то, что традиционное использование тестов нацелено на выявление только научного уровня развития. Отечественные психологи отмечали как недостатки метода тестов то, что контролю подлежит лишь конечный продукт, результат прошлого опыта, преоблодание количественных оценок , а качественный анализ процесса опущен. Недостатком тестов является их построение вне отчетливой связи с психологической теорией, закономерностями психического развития в целом. Зарубежные психологи отмечают как негативный факт то, что в тестах чаще фиксируются исполнительные стратегии, а не стратегии понимания, оценки, выбора.
Плюс к перечисленному, создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа [8]. Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы с потоком учеников 100-120 человек [9].
Различные по виду тесты по разному пытаются бороться с вышеназванными недостатками ( см. следующую главу).
Читать дальше