Роль кино в преподавании географии.
Кино обладает огром ными возможностями
для культурно-просветительного воздей ствия на широкие массы зрителей.
Несмотря на краткий срок своего существования, оно стало одним из самых
любимых и массовых зрелищ. Кино совершенствуется. Появились наряду с
обыкновенными цветные и стереоскопические кинофильмы.
Вполне естественно, что кино проникло в школу и стало использоваться
в учебных целях. Вряд ли можно сомневаться в том, что школьное кино имеет
большое будущее. По силе впечат лений, по занимательности, по широте охвата
учебного материала, по живой наглядности едва ли какое-либо другое учебное
пособие может сравниться с кино.
Общий вид местности, формы рельефа могут быть верно переданы и на фотоснимке,
на картине. Но нельзя такими сред
ствами передать в движении морские волны, водопады, реки и т. д. Фотоснимок,
как и картина, может зафиксировать только один из моментов в положении
движущегося предмета. По изо бражённому гребню волны, по белой пене каскада
на картине мы умозаключаем о движении воды, однако само движение не видим.
Одно из самых важных преимуществ кино заключается в том, что кинофильм
может показывать предметы в движении. Кино картины поэтому отличаются
такой живостью и близостью к натуре, какая' не доступна для живописи и
фотографии.
Кино позволяет видеть даже такие формы движения, которые мы не можем
воспринять в натуре. Как известно, мы можем вос принимать движение предметов
только в некоторых пределах скорости; нашему восприятию недоступно движение
очень больших и очень малых скоростей. Кино же может показывать и такие
формы движения. Например, кино может показывать рост дерева.
Кино может в сравнительно короткое время показать обшир ные территории,
тогда как один фотоснимок или картина может передать очень ограниченный
участок земли.
Ученики не могут со слов учителя и путём чтения книги составить себе
в полной мере представление о море, если они не видели его в натуре. Несовершенно
передаётся море и картиной, фотоснимком, тогда как кино с поразительной
близостью к натуре может передавать море в разных его состояниях: то покрытое
сверкающей мелкой рябью, то мощными бушующими огромными волнами. В этом
отношении кино является незаменимым нагляд ным пособием. Кино применяется
в преподавании разных учеб ных предметов. Его применение в обучении географии
всё больше и больше расширяется.
Вопрос о степени эффективности учебного кино нуждается ещё в дальнейшем
исследовании. Спорят о том, экономит ли время урока географии использование
учебного кино или нет? В одном можно не сомневаться, что кино поднимает
качество усвоения географических знаний. Оно даёт возможность прово дить
обучение географии отдалённых стран на основе живого созерцания их изображений
в кинокартинах.
Надо показывать на уроках такие кинофильмы, которые изображают
наиболее типичное, основное в изучаемом географи ческом материале. Нельзя
забывать и о том, что показ географи ческого фильма не может исчерпать
процесса обучения географии, так как при этом осуществляется в основном
только восприятие географических картин. За этим следует работа учителя
по фор мированию у учеников ясных географических представлений, точных
понятий, верных суждений, практических навыков и т. д. Хорошие кинокартины
дают прекрасный материал для учебно- воспитательной работы учителя: преобразование
природы совет ским человеком, и т. д.
Методические и организационные трудности учебного кино заключаются в
том, что оно требует 'соответственного оборудова ния и большой методической
сноровки от учителя, чтобы с поль зой применить его в учебном деле. Низкое
качество узкоплёночных кинолент, плохая установка, недостаточное освещение,
неприспо собленность помещения сильно снижают эффективность кино фильма.
Читать дальше