Кинофильм на уроке географии.
Кинофильмы используются как на уроках, так
и во внеклассной работе.
Первым важным делом учителя в порядке подготовки к показу кинофильма на
уроке — это выбор картины, которая бы подхо дила к возрасту учащихся, по
содержанию соответствовала теме урока и была правдива и поучительна. Время
показа кинофильма точно ограничивается продолжительностью урока. Поэтому
класс ные кинокартины бывают обыкновенно короткометражными'. Могут с пользой
применяться на уроках и картины в одной части, демонстрирующие материал
по одному узкому вопросу.
Аппарат УП-2 позволяет останавливать движение картины или повторять снова
показ её. Некоторые методисты высказываются ещё за изготовление коротких
фильмов со склеенными концами, за - так называемые «кольцевые фильмы». Посредством
кольцевых фильмов возможно одно и то же явление показать несколько раз и
более подробно изучить его, например, движение морской волны, прибой, водопад
и т. д.
Структура уроков с применением кино зависит от целевой установки показа
фильма. Учебный кинофильм может быть использован на стадии объяснения нового
материала или же для закрепления приобретённых знаний, или же для повторения
их.
Как и в других случаях, здесь не должно быть шаблона. Учителю нужно творчески
подходить к разрешению вопросов, как лучше всего показать фильм.
Возьмём пример, когда кинофильм используется для объясне ния нового материала.
Учитель выбрал нужные ему кадры, по своему содержанию соответствующие теме
программы. Он может начать объяснение материала с показа фильма. Причём
он показывает весь кинофильм без перерыва.
В зависимости от количества материала по теме и от воз раста учащихся на
просмотр картин может быть отведена раз личная часть времени урока.
Опираясь на полученные учениками от картины впечатления, учитель строит своё
объяснение нового материала. В таком случае словесные объяснения будут иметь
под собой конкретные пред ставления, вынесенные из просмотра картины. В то
же время могут быть дополнительно использованы и другие наглядные
пособия. Кинофильм до некоторой степени может заменить собою живое созерцание
реальных географических объектов. При его использовании процессы абстрактного
мышления учеников осно вываются на прочном фундаменте конкретных представлений.
Встречается на практике и другой способ использования кино картины: сначала
учитель даёт обычное объяснение нового учеб ного материала по теме урока,
а потом для подкрепления всего им сказанного он показывает кинофильм с соответствующим
содержанием. В заключение учитель обобщит материал, выделит в нём самое
существенное.
На первый взгляд кажется, что второй способ использования кинокартин целесообразнее,
так как учащиеся просматривают её более подготовленными.
Однако в пользу первого способа есть такие соображения: показ кинокартины
в начале объяснения материала более приро- досообразен. В таком случае педагогический
процесс идёт от живого созерцания вида реальных объектов к абстрактному
мышлению. Незнание детьми темы урока может снизить значение картины. Поэтому
полезно перед просмотром картины познако мить детей в общем виде с содержанием
темы и кинокартины. После показа кинофильма можно уже более углублённо прора
ботать учебный материал.
В порядке подготовки к уроку с кинофильмом учителю надо обдумать и решить,
как он сочетает показ картин с проработкой темы урока и увяжет с использованием
других наглядных пособий.
Читать дальше