Роль конкретных представлений в географическом образова нии.
Основным элементом в системе знаний географии является географическое представление.
Географическое представление — это воспроизведение в сознании образа географического
предмета или процесса, например, речного ландшафта, оврага и т. п., вос
принятого когда-нибудь в прошлом.
Представления исключительно важны в изучении географии вследствие локальности
и комплексности её объекта. Географи ческие объекты обширны в пространственном
отношении и чрез вычайно сложны по составляющим их элементам. Они обыкно
венно не могут уместиться в поле зрения. Наблюдатель не может охватить своим
взором не только всей поверхности земного шара, но даже территории одной
страны, района, сельсовета, всей реки, целого горного хребта и т. п.
«Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышле ния» (У ш и н
с к и й). Без сравнения нет науки. Ботаник может прямо сличать одно растение
с другим, ставя их оба перед гла зами. То же может делать зоолог. Химик,
физик могут сравни вать одно непосредственно воспринимаемое явление с другим,
тоже непосредственно воспринимаемым.
Географ лишён возможности непосредственно сличать свои объекты, сравнивать
свои чувственные восприятия от наблюдае мых объектов. Он не может сблизить
Кавказские и Крымские горы, Волгу с Днепром, поставить их в поле зрения и
сличить их так, как ботаник сличает два растения в гербарии. Географу необходимо
от восприятия подняться до представления и сравни вать не восприятия двух
гор, двух рек, а только их представления. Географ не может непосредственно
сравнивать даже восприятия отдельных частей одной и той же реки. Предположим,
что он объедет реку от верховьев до устья. Но в то время, когда он бу дет
осматривать одну часть реки, он уже не будет видеть других частей; у него
будет уже не восприятие других частей, а только их представления.
В силу таких особенностей географического познавательного процесса отправным
пунктом в изучении географии являются представления географических объектов
и процессов. Их географ сравнивает, обобщает, анализирует, систематизирует.
Вот почему создание у учеников конкретных географических представлений
является одной из важнейших задач обучения гео графии.
Конкретные географические представления должны быть фун даментом
географического образования. Накопление запаса кон кретных географических
представлений у учеников составляет одну из главных целей обучения географии
в школе.
Читать дальше