Географические понятия и их
роль в географическом образо вании.
При
всей важности представлений в географическом познавательном процессе всё-таки
одни представления не состав ляют науки. Более высокой задачей в обучении
географии яв ляется формирование у учеников системы географических поня
тий, развитие географического мышления. Следует и в начальной школе стремиться
к развитию у учащихся абстрактного мыш ления.
Географическое понятие — это мысль о географическом объ екте, отражающая
его со стороны существенных признаков, или же мысль о целой группе предметов
или явлений, отражающая их со стороны общих и существенных признаков.
В географии встречаются три основных типа понятий: индиви дуальные, собирательные
и общие.
I . Индивидуальные понятия — это мысли о единичных объек тах, рассматриваемых
со стороны их существенных признаков. Та ковы понятия реки Волги, Ладожского
озера, города Калуги, Московской области и т. д. Об этих объектах могут
быть образованы и представления, и понятия. Они становятся понятиями тогда,
когда мыслятся со стороны существенных признаков. Эти же объекты могут отражаться
в сознании и в виде образов, без различения существенных и несущественных
признаков. Такие образы будут представлениями.
Индивидуальные представления и понятия могут иметь раз личную
степень сложности и находиться между собой в разно родных отношениях: в
подчинённых и в соподчинённых (Калужская и Тульская области).
Под географическими названиями разумеются элементарные понятия об этих
единичных предметах. Вообще географу прихо дится иметь много дела с единичными
понятиями.
В начальной школе учителю приходится иметь дело больше всего с географическими
представлениями, с описанием картин, образов. Однако и на этой ступени не
исключается совсем обра-вование у детей элементарных географических понятий,
характе ристика географических объектов со стороны их существенных признаков.
С переходом учеников из класса в класс их географи ческие понятия будут
обогащаться, расширяться и углубляться.
II . Собирательные понятия, обозначающие группу однородных
предметов, например: города Казахстана, горы Сибири.
Как указывает само название, эти понятия включают в себя собрание однородных
индивидуальных предметов, причём эти предметы не утеряли своей индивидуальности.
То, что утверж дается относительно собирательного географического понятия,
относится ко всему собранию, но может быть и неприложимо к от дельным объектам,
входящим в целое.
Так, будет верным суждение, что реки европейской части СНГ
отличаются небольшим уклоном. Это свойство выведено на осно вании средних
(статистических) величин. Но в пределах европейской части СНГ есть отдельные
реки, имеющие очень большой уклон.
III . Общие географические понятия — это мысли о груп
пах предметов, рассматриваемых со стороны их общих и сущест
венных признаков; например, озеро, море, гора, овраг, город, де
ревня и т. д. могут быть предметами общих понятий.
Отдельные предметы, подходящие под общие понятия, потеряли в нём свои индивидуальные
черты.
В отличие от собирательных понятий то, что утверждается относительно общего
понятия, применимо к каждому отдельному предмету, который подходит под это
понятие. Если в общее поня тие реки входят признаки наличия истока, устья,
русла, то не мо жет быть таких рек, которые не имели бы этих признаков.
Общие понятия бывают разные. Их также полезно различать.
а) Конкретные общие понятия. Это понятия о конкретных
предметах, например: общие понятия реки, горы, города и т. д.
б) Общие понятия об отдельных элементах географических
объектов, например: русло, устье реки, морской берег, склон горы
и т. д. Они представляют собой мысли о выделенных отдельных
частях географического комплекса. Их можно условно назвать аб
страктными понятиями. В них абстрагируется, выключается какая-
нибудь часть или сторона географического объекта и рассматри
вается как самостоятельное целое.
в) Отвлечённые понятия, в которых отражаются свойства, ка чества, действия
географических объектов, географические процессы. Примеры: глубина реки,
скорость течения, континенталь- ность климата, эрозия и т. д. Из типа отвлечённых
понятий полезно выделить такие понятия, которые имеют характер руководящих
идей, например: понятие закономерности географических явлений, взаимосвязи
географических факторов, причинно-следственные отношения и т. п. В науке
все понятия приводятся в более или менее стройную логическую систему. Уже
в материале программы на чальной школы встречаются все типы географических
понятий.
Во II и III классах имеется подавляющее преобладание общих понятий. Индивидуальные
понятия встречаются только в виде мыслей об единичных географических объектах
своей местности: мест ные водоёмы, холмы, горы, отдельные места, носящие
индивидуаль ные названия. Общие географические понятия и представления в
этих классах создаются на основе индивидуальных.
Зато в другом классе число индивидуальных географических назва
ний вырастает до 150, а количество общих понятий —только около 35. Здесь
встречается значительное число собирательных понятий, например: «моря СНГ»,
«острова СНГ», «низменности СНГ», «возвышенности СНГ», «озёра СНГ» и
т. д. Вообще в землеведении преобладают общие понятия, а в страноведении
— собирательные и индивидуальные.
Географические понятия могут различаться и в других отноше ниях. Так, могут
быть понятия правильные и неправильные. На пример, долго у людей были такие
понятия о поверхности Земли, согласно которым она мыслилась в виде плоскости,
о Солнце, вра щающемся вокруг Земли, о крае Земли и т. д. Это ложные поня
тия. География средних веков была засорена фантастическими све дениями о
людях с пёсьими головами, об одноглазых племенах и т. д. Ошибочные понятия
встречаются и в современной геогра фии.
Конечно, образовательную ценность имеют истинные понятия. Ложные понятия
приводят к неправильному мировоззрению и к нецелесообразным, вредным действиям.
При обучении детей усилия учителя должны быть направлены к тому, чтобы
создавать у них правильные понятия и разрушать ложные понятия.
Читать дальше