Значение рисования в преподавании географии.
Здесь идёт
речь о графическом изображении географических объектов и про цессов, выполняемом
учителем и учениками в процессе обучения географии.
Рисование применяется на уроках, на экскурсиях, на практи ческих занятиях
по географии. В классе оно выполняется учите лем на классной доске, а учениками
— в их тетрадях по ходу за нятий. Это — прикладное, педагогическое рисование
в целях поднятия качества обучения географии. Для этого целесообразно применять
только такое рисование и черчение, которое не требует много времени на его
выполнение. Поэтому педагогическое рисование является схематическим, приблизительным.
Такие схемати ческие рисунки могут широко применяться в преподавании географии.
Объясняются воды суши. Учитель мелом набрасывает на доске схему круговорота
воды, реку с притоками и пр.
Одной из особенностей педагогического рисунка учителя и является то, что
он делается быстро по ходу занятия без примене ния инструментов и сочетается
со словесным объяснением, а ино гда даже с показом других наглядных пособий.
Географические рисунки учителя бывают перспективные и без изображения перспективы.
Последние легче и не требуют предва
рительной выучки. Бесперспективными рисунками можно схема тически изображать
реки, озёра, формы земной поверхности, про фили, разрезы пластов земной
коры, картограммы, карто схемы и пр.
Методисты единодушно признают большую полезность схема
тического рисования при обучении географии. Его значение опре
деляется тем, что даже приблизительный рисунок делает словес
ное объяснение учителя наглядным, предметным. Рисунок даёт
возможность создать у учеников конкретные представления о та
ких географических объектах, которые почему-либо не могут
быть показаны в натуре. Благодаря этому ученик не только запо
минает слова учителя или книги, но и приобретает реальные гео
графические знания. .
Применение рисования повышает качество усвоения географи ческих знаний,
делает их более прочными, чёткими и ясными. То, что воспринято учеником
не одним, а несколькими органами чувств, прочнее запоминается. «Самые отчётливые
ощущения мы получаем от впечатлений, доставляемых зрением, потому что ви
денное мы можем себе легче представить, чем слышанное. Впе чатление же,
получаемое нами одновременно и зрением, и слухом, и мускульным движением...
вызывает особенно отчётливые представления и надолго фиксируется в памяти»
(У ш и н с к и й). Это осуществляется тогда, когда на уроке учитель использует
рисова ние. Ученики видят на классной доске изображение изучаемого географического
объекта, сами его рисуют в тетрадях и слышат от учителя его объяснение.
В этом отношении рисование имеет дидактические преимуще ства перед показом
картины. Рисунок ученик сам делает, а кар тину воспринимает готовою. Таким
образом, рисование активизи рует педагогический процесс, развивает самодеятельность
уча щихся.
Рисование р-азвивает произвольное внимание учеников. Оно уточняет впечатления
от предметов. Например, на экскурсии дети осмотрели холм. У них составилось
представление о нём. Однако это представление может оказаться недостаточно
чётким и даже неправильным. Зарисовка холма позволит выявить ошибки, про
пуски в восприятиях и уточнит представление о нём. Так часто дети рисуют
виденный холм в виде сахарной головы, почти с от весными склонами. Это может
происходить от неумения рисовать, но может порождаться и неточностью восприятия.
Самый процесс рисования поможет лучше осознать изучаемый объект. Таким об
разом, рисование полезно применять как для иллюстрации, кон кретизации словесно-книжных
объяснений, так и для уточнения непосредственных восприятий предметов.
Рисование развивает у учеников наблюдательность. Оно содей ствует и развитию
географического мышления. В процессе рисо вания происходит выделение из множества
признаков предмета самых существенных, характерных. Это требует углублённого
по
знания объекта, сравнения, обобщения. Рисование помогает ученикам составить
реальное понятие о географическом объекте. Следовательно, оно полезно не
только на стадии живого созерца ния, но и в работе абстрактного мышления.
Конечно, географическая картина высококвалифицированного художника обычно
совершеннее и полнее передаёт ландшафт или отдельный географический объект.
Педагогическая ценность гео графических картин вне всякого сомнения. Однако
бывает и так, что на сложной картине в деталях тонет существенное. Тогда
как на простом схематическом чертеже, сделанном на доске, учитель может
выделить из содержания картины самое существенное, дать только самое важное.
Рисование может быть использовано и как дополнение к карте. Условно изображённый
на карте геогра фический объект учитель может показать рисунком и тем самым
сделать его зрительно-воспринимаемым.
Рисование применяется на уроках естествознания, истории, математики и др.
Но особенное значение оно имеет в преподавании географии. Многое в географии
нельзя ни показать в натуре, ни иллюстрировать наглядными пособиями. Рисунок
является важным и всем доступным дополнительным средством нагляд ности.
Но педагогический рисунок полезен в преподавании географии именно как средство
наглядности. И он становится вредным, как только учитель и ученики начнут
увлекаться им и превратят его из средства в цель '. Дореволюционная русская
методика геогра фии знает такое увлечение черчением карт на уроках географии.
На это затрачивали очень много времени. Добивались того, чтобы ученики на
память могли начертить карту страны. Сложился осо бый «конструктивный» метод,
который состоял в том, что уча щиеся в процессе изучения страны постепенно
составляли её карту. В некоторой мере этот метод может найти полезное приме
нение в обучении географии даже в начальной школе. Только нужно ограничиваться
составлением упрощённой, схематической карты. Затрачивать время на копирование
карт нецелесообразно.
В конце концов в тетрадях учеников будут отражены в ри сунках и чертежах
самые существенные вопросы программного материала. Такие тетради могут быть
использованы и учителем для проверки знаний учащихся. Если ученик, зарисовывая
бархан, изображает его в виде круглого возвышения, то это говорит о том,
что он не уловил особой подковообразной формы бархана, не понял и происхождения
его путём наноса песка ветром. Из этого следует, что учителю надо ещё раз
пояснить это.
Если ученик, изображая движения подземных вод, непра вильно расположил
водоносные и водоупорные слои, то это пока жет, что данный вопрос им плохо
понят.
По своей цели рисунки в преподавании географии могут быть пояснительными,
иллюстративными, контрольными. Они могут изображать отдельные объекты и
целые географические ком плексы, ландшафты, а также размещение географических
объек тов на поверхности земного шара.
Педагогические рисунки не только помогают детям образовать представление
о географических объектах и их положении на карте, но и лучше понять связь
и взаимозависимость между ними, их закономерность.
Читать дальше