Географическая площадка, и занятия на ней.
Географическая
площадка — это место, отведённое для разных наблюдений и упражнений учащихся
по географии и оборудованное необходимыми приборами. Величина площадки
может быть разная. В. Г. Эрдели предлагает размеры в 21X21 м 1 . Если
не имеется такого участка, то можно разбить площадку и на меньшей территории.
Желательно географическую площадку устраивать на открытом месте, с которого
можно было бы видеть горизонт и наблюдать за небесными светилами. Вместе
с тем лучше географическую площадку оборудовать ближе к школе,
чтобы не тратить много времени на переходы из класса на пло щадку и легче
наблюдать за сохранностью площадки.
Характер оборудования определяется теми занятиями, какие на ней будут
проводиться. Площадка начальной школы будет отличаться от площадки средней
школы.
Так, программа начальной школы ставит перед учителем задачу — развить
у детей способность к глазомерному опреде лению расстояний. Упражнения
такого рода будут содействовать развитию пространственных представлений.
Для этого можно использовать забор, которым должна быть обнесена площадка.
На одном участке забора яркой краской следует отметить расстояния: одного,
пяти, десяти и т. д. метров и обозначить это цифрами. На противоположном
участке забора можно нанести отметки расстояний: один, три, пять, восемь,
де сять, пятнадцать и т. д. метров, но не ставить цифр. Во время упражнений
учитель, указывая на расстояние между двумя делениями на заборе, будет
спрашивать, сколько" здесь метров.
Эти упражнения продолжаются в туристических походах и на экскурсиях:
детям показывается далеко стоящий по пути пред мет — дерево, холм, камень,
река и предлагается определить на глаз расстояние до них. Отдельные ученики
определяют расстоя ние сначала на глаз, а потом шагами измеряют его.
Надо научить учеников пользоваться собственным шагом как единицей измерения.
Рекомендуется считать двойными шагами.
Величина двойного шага у разных людей различна — у детей 11—12 лет он
равен 100—120 см, у взрослого человека среднего роста — 1,5 м. Каждый
ученик должен определить величину своего обычного шага. Для этого нужно
отмерить на земле 100 м и определить, сколько получится шагов
в 100 ж. Это упражнение следует повторить раза три и определить среднее
количество шагов в \00 м. После нетрудно определить и величину
своего шага в см.
Навык глазомерной оценки имеет большое практическое значение, особенно
в подготовке будущего бойца Советской Армии.
Такого рода регулярные упражнения надо начинать с раннего возраста и
проводить их на протяжении обучения во всех классах средней школы.
Для тренировки по глазомерному определению высоты нужно на географической
площадке поставить столб. На столбе следует нанести деления: один, два,
четыре, шесть, восемь, десять метров. Такой столб и будет служить сравнительной
меркой для глазомер ного определения высоты любых других предметов: домов,
де ревьев, холмов, берегов и т. д. Необходимо как во время занятий на
географической площадке, так и на экскурсиях проводить упражнения по глазомерному
определению высоты встречаю щихся в пути предметов.
Желательно научить детей пользоваться вспомогательными приёмами определения
высоты, а также пользования приборами: нивелиром, вертикальным угломером.
Перечисленные выше наблюдения следует проводить по воз можности на географической
площадке. Здесь будут находиться:
Гномон с канавками с юга на север и с востока на запад,
усыпанными песком разной окраски.
Окружность, изображающая горизонт с шестом посредине
и с колышками на окружности, которыми обозначены пункты
восхода и захода солнца каждого месяца.
Две рейки на полуденной линии. На большой рейке сде
ланы отметки высоты солнца в полдень в каждый месяц, если
смотреть на солнце с уровня меньшей рейки.
«Солнечные часы». На столбе прикрепляют доску в
40 X 40 см. На ней укрепляют металлический (из жести) или де
ревянный прямоугольный треугольник в таком положении, чтобы
он стоял на катете, а гипотенуза его была направлена вдоль полу
денной линии на Полярную звезду; наклон гипотенузы (т. е.
острый угол при основании) должен быть равен широте данного
места, например, в Москве 56°, в Ленинграде 60°, в Киеве 51°.
В полдень треугольник бросает от себя тонкую тень по направле
нию полуденной линии. В остальные часы до полудня и после
полудня тень имеет форму треугольника, причём с утра к полудню
она будет суживаться, а к вечеру — расширяться. Можно по точ
ным часам разметить положение тени в разные часы местного времени и нанести
часовую нумерацию. В результате доска будет служить циферблатом, по которому
в ясные дни можно опреде лять время'.
На географической площадке могут быть установлены все приборы, необходимые
для метеорологических наблюдений: будка с термометрами, флюгер, дождемер,
снегомерная рейка.
На географической площадке можно сосредоточить само дельные модели разных
географических объектов. Сами уча щиеся могут построить модели гидрографических
объектов: озера, залива, пролива, реки посредством постройки соответствующих
углублений и заполнения их водой. Песок может служить материалом для создания
моделей рельефных форм: равнины, холма, горы, оврага. Особенно важны упражнения
учащихся по созданию рельефных форм своей местности.
Приобретённые на экскурсии знания о рельефе, о гидрогра фии своей местности
полезно закрепить моделированием и изо бражением их на рельефной карте.
Конечно, упражнения по моделированию удобно проводить на географической
площадке в тёплые дни. Зимой на ней нужно проводить наблюдения над солнцем,
метеорологические наблюдения, снегомерные упражнения, моделирование из
снега. Моделирование же из песка и глины в зимнее время нужно проводить
в географическом кабинете, а если его нет, то в классе или даже в коридоре.
Нет возможности перечислить все географические упражне ния, демонстрации
и опыты, какие можно проводить на геогра фической площадке в процессе
преподавания географии. В этом деле открывается неограниченное поле для
изобретательской деятельности учителя и учеников.
Работа на географической площадке учеников может пробу дить у них интерес
к географии и сделает этот предмет мощным фактором всестороннего развития
всех их умственных способно стей, их образования и воспитания.
Необходимо добиваться того, чтобы не было ни одной школы без географической
площадки.
Читать дальше