Подготовка к экскурсии.
Указанные выше положительные ре зультаты даёт только
хорошая экскурсия. Плохая экскурсия ни чего этого не даёт и влечёт за
собой неоправданную потерю вре мени, отводимого на учебные занятия.
Что требуется для того, чтобы экскурсия была хорошей?
Нет таких мест, где нельзя было бы провести хорошей экскурсии. Качество
школьной экскурсии больше всего зависит от учи теля.
Каждая экскурсия должна быть глубоко продумана, чётко целенаправлена и
строго согласована со всей системой школьной работы.
Экскурсия делится на три части: 1) на подготовку к экскурсии, 2) на проведение
её и 3) на обработку материала экскурсии и учебно-воспитательное использование
её результатов.
Экскурсия требует серьёзной подготовки, которая в основных чертах сводится
к следующему.
Сначала нужно определить целевую установку экскурсии: ка кие учебно-воспитательные
цели желательно достигнуть.
По географии желательно проводить комплексные экскурсии. Например, можно
осмотреть реку вместе с рельефом местности, с растительным покровом и т.
д. Можно на одной и той же экс курсии изучать как те объекты, которые относятся
к ближай шему уроку, а также и те, которые входят в темы дальнейших уроков.
Когда цель экскурсии будет определена, тогда надо поду мать о способах
достижения этой цели. Прежде всего самому учителю следует подготовиться
к экскурсии. Ему надо освежить в своей памяти знания по теме экскурсии.
Нужно подготовить и учеников к восприятию такого рода географических объектов.
Необходимо заранее продумать методику экскурсии. Надо ре шить, какие методы
будут применены на отдельных стадиях экскурсии.
От этого будет зависеть, какое оборудование потребуется на экскурсии. Учитель
организует изготовление необходимого экс курсионного оборудования.
Для проведения исследовательской экскурсии иногда учени ков разбивают на
группы. Каждой группе даётся своё исследова тельское задание. В соответствии
с ним группа заготовляет нуж ное ей оборудование и ведёт подготовку. Может
быть, потребуется провести некоторую тренировку учеников: в младших классах
ходить парами, располагаться полукругом перед учи телем, а в старших классах
— тренировку по технике исследо вания.
Например, на экскурсии намечается промер глубины речки, определение скорости
течения воды, определение высоты холма Полезно ещё до выхода на экскурсию
дать возможность учени кам поупражняться в этих действиях.
Когда учитель всё это продумает, тогда он отправится на поиски наиболее
подходящего места для экскурсии. Он выберет объекты показа и исследования,
определит, где нужно расположить учеников для беседы, осмотрит путь, по
которому он пове дёт их. Желательно пройти на экскурсию одним путём, а возвратиться
другим.
Подготовка к экскурсии завершается составлением плана экскурсии, с которым
учитель знакомит учеников. Он предупредит их относительно обуви, одежды,
а также укажет, что нужно взять с собой.
Примерная схема плана состоит из следующих пунктов: 1) дата, класс; 2) тема
экскурсии; 3) целевая установка; 4) марш рут, место и объекты экскурсии; 5)
оборудование экскурсии; 6) проведение экскурсии: передвижение, осмотр объектов,
объяс нение учителя, исследовательские работы учеников, если они бу дут; сбор
образцов горных пород, растений, животных, зарисовки и пр.; 7) обработка материалов
экскурсии и проработка программ ной темы на материале экскурсии; 8) пополнение
краеведческого уголка материалами экскурсии; 9) составление статьи об экскур
сии для стенгазеты.
Читать дальше