Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Объяснение нового материала

Оглавление

 

 

Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала составляет весьма важную и ответственную часть урока. Её за дача состоит в том, чтобы наиболее целесообразными методами довести до сознания учащихся очередной программный материал и добиться того, чтобы они его полно, глубоко и прочно усвоили.

В школьной практике применяется много разнообразных форм и методов для объяснения нового материала. Выбор их определяется задачами урока, особенностями науки географии и отдельных тем и возрастом учащихся.

Устное объяснение нового материала начинается с мобилиза ции внимания учащихся к теме. Для этого учитель объявляет название темы, кратко указывает научное и практическое зна чение изучения её. Для пробуждения интереса, для поднятия эмоционального состояния учащихся изучаемый вопрос может быть увязан с соответствующими яркими современными собы тиями и историческими фактами. Например, говоря о географии Ленинграда, следует кратко, но ярко упомянуть о подвиге ленинградцев во время осады города немцами.

Полезно на доске писать план нового материала в виде трёх или четырёх вопросов.

Во всех случаях необходимо новое связывать со старым. Пе ред изложением нового материала учителю нужно восстановить в памяти учеников однородный пройденный материал и исходить от имеющихся уже у них знаний. Так, при обзоре области тундры полезно вспомнить пройденные ранее тепловые пояса.

При изучении географии далёких областей полезно опираться на знания географии своей местности. Учителю надо ясно созна вать, что ему нужно достигнуть на этой стадии урока. Во-первых, необходимо логически последовательно, систематически изло жить тему с достаточной полнотой и глубиной. Причём следует добиться того, чтобы у учеников составились не только образ ные представления, но и чёткие, правильные понятия о географи ческих объектах. Для этого требуется изучаемое явление ярка, образно, кратко описать, выделить наиболее важные свойства и качества и охарактеризовать его со стороны существенных признаков. Изложение должно быть доступным, популярным, за нимательным.

Во-вторых, изложение должно сопровождаться использова нием наглядных пособий и показом на карте. Наглядные пособия дают возможность отвлечённое познание приближать к непосред ственному предметному восприятию, благодаря которому изу чаемый объект прочнее запечатлевается.

В-третьих, учитель должен ставить себе целью провести урок на основе наибольшей активности и самодеятельности учащихся. Как сказал один великий педагог, ученик — это не мешок, в ко торый учитель может сваливать всё, что ему угодно. Учитель излагает материал, из которого до ученика дойдёт только то, что им активно воспринимается. Всё остальное пойдёт впустую.

Вот поэтому-то учитель должен думать не только о том, что бы хорошо изложить материал, но чтобы и пробудить активную умственную деятельность учеников, привести их в работоспособное состояние. Ученик не воспринимает учебный материал в то время, когда он шалит или занимается посторонним делом. Но он может сидеть с умилительной неподвижностью и всё-таки ни чего не воспринимать, если его умственные способности не при ведены в действие.

С точки зрения этих трёх целей учителю нужно выбирать наи более подходящие методы объяснения нового материала. Надо учителю хорошо овладеть самому материалом, чтобы доходчиво изложить его. Следует стремиться к наиболее активным методам. Пользуясь беседой, вопросно-ответным способом изложения со держания темы можно добиться большей активности учеников, чем при сплошном рассказе. Опытные учителя посредством бе седы поддерживают рабочее состояние класса на высоком уровне при объяснении нового материала.

Труднее это сделать, когда излагается такая новая тема, по которой у учащихся нет знаний. Тогда учителю придётся больше рассказывать. Но и в этом случае в рассказ следует вкрапливать вопросы ученикам, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. Однообразие утомляет. Слушание длинных рассказов недоступно ученикам. Необходимо рассказ оживлять вопросами к ученикам, маленькими задачками, показом на карте, демонстрацией картин, коллекций* рисунками, чертежами на классной доске.

География является для детей одним из увлекательнейших предметов. Географический материал, если его правильно излагать, захватывает учеников.

Итак, хорошее объяснение нового материала отличается сле дующими чертами. Предварительно создаётся у учеников база из конкретных географических представлений. При дальнейшем устном объяснении учитель не тонет в мелочах, а излагает только самое важное, существенное из программного материала. Он из лагает его последовательно, образно, точно, доступно, занима тельно, оживляя это увязкой с современностью, с житейской прак тикой. При этом используются все доступные средства наглядно сти. Всё время поддерживается бодрая активность и высокий эмо циональный уровень учеников.

Знания излагаются так, что они естественно приводят учени ков к пониманию взаимосвязи и развития явлений, к формирова нию у них начал диалектико-материалистического мировоззрения, к усвоению начал коммунистической морали, к развитию совет ского патриотизма и чувства национальной гордости. Всё должно быть проникнуто идеей не только познать мир, но и перестроить его на благо народа. Задачи идейно-политического воспитания органически увязываются с образовательными задачами.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz