0 методике образования у учащихся географических понятий.
В представлении предмет отражается в сознании со стороны тех признаков,
которые оказались в поле внимания и были восприняты независимо от того,
существенные они или нет.
В понятии же отражаются только существенные признаки, т. е. такие, которые
необходимы и в своей совокупности достаточны для характеристики данного
географического объекта или группы объектов.
Принципы отбора признаков при создании образа и понятия различны. Какая-нибудь
крошечная деталь способна иногда придать большую яркость, живость образу.
Детализация способна за темнить понятие, которое отражает в себе сущность
предмета мысли.
Как образуются географические понятия?
Выше указаны три основных типа географических понятий: индивидуальные,
собирательные и общие. Все они логически должны образовываться из материала
представлений на основе отбора су щественных признаков. Но наряду с этой
общей основой имеются различия в путях образования каждого из этих типов.
Начнём рассмотрение с общих понятий. Например, что такое общее понятие
озера? Отдельные озёра чрезвычайно разнооб разны, количество признаков каждого
из них неисчислимо. В со держание общего понятия озера должны войти только
такие признаки, которые присущи всем озёрам и которые в своей сово купности
отражают сущность озера вообще и отличают его от всех других водоёмов.
Родовым признаком озера будет его принадлежность к водоё мам. Озеро — это
один из видов водной поверхности Земли. Озёра образуются на суше, что и
отличает их от морей, заливов. От реки озеро отличается тем, что его вода
не текучая, а стоячая, хотя мо жет быть проточной. От пруда озеро отличается
тем, что его кот ловина естественная. Путём такого анализа и сравнения устанав
ливаются отдельные признаки озера. Теперь их надо объединить. В результате
можно сформулировать такое общее понятие: озеро принадлежит к водам суши,
наполняющим замкнутую естествен ную впадину.
Каждый из этих признаков необходим. Все вместе они доста точны для выделения
озера от всех других объектов.
Под это понятие подходят все озёра, и ничего другого под него нельзя подвести.
Выпадение какого-нибудь признака расширит понятие, сделает его неточным.
Например, исключим признак замкнутой впадины, тогда под данное понятие подойдут
не только озёра, но и реки.
А если прибавить лишний признак, например признак пресной воды, то тогда
под данное понятие не подойдут солёные озёра.
Для образования понятия озера требуются знания не только озёр, но и других
водоёмов.
Каков путь образования географических собирательных по нятий?
Озёра вообще — это общее понятие. А озёра Ленинградской области — это собирательное
понятие. Оно может быть состав лено при наличии общего понятия озера в результате
изучения озёр Ленинградской области и отбора таких признаков, которые отличают
эту группу озёр от всех остальных. Например, в понятие озёр Ленинградской
области могут войти признаки, что они вытя нуты с северо-запада на юго-восток,
преимущественно ледникового происхождения, значительную часть года покрыты
льдом, с прес ной водой и т. д.
Географические собирательные понятия группируются по тер риториальному
принципу. В содержании этих признаков отра жается преобладание предметов
с определёнными свойствами и ка чествами. В изучении их применимы способ
выведения средних чи сел, статистический метод.
Индивидуальные понятия образуются путём установления та ких признаков,
которые указывают на принадлежность данного объекта к определённому роду
предметов и на его отличительные особенности. Например, чтобы составить
понятие реки Москвы, для этого нужно, во-первых, знать реки вообще, во-вторых,
тща тельно изучить реку Москву, установить те признаки, которыми река Москва
отличается от всех других рек.
Индивидуальное понятие хотя относится только к единичному объекту, но для
образования его необходимо знание и однород ных с ним объектов.
Для составления единичного научного понятия необходимо уже иметь общее,
т. е. родовое понятие. Общие и единичные понятия взаимно связаны. Кто знает
только одну реку, тот не знает рек. А для составления общего понятия нужны
единичные понятия.
Понятие есть весьма совершенное орудие познания и образо вания. Это продукт
сложного процесса логического мышления. В процессе обучения учитель руководит
умственной работой учени ков по образованию географических понятий.
Географические понятия образуются путём анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
различения существенных и несуществен ных признаков, установления связей
и взаимозависимостей. Вспо могательными средствами для образования понятий
являются карты, планы, глобус, чертежи, диаграммы, картограммы, словес ное
объяснение, чтение литературы и т. п.
Познавательный процесс при обучении географии в общем виде есть восхождение
от ощущений, восприятий к представлениям, от них к индивидуальным, к собирательным
и общим понятиям, к суждениям и к практике. В действительности, наблюдаются
раз
личные отступления от этого логического пути. Существует взаи мосвязь и
взаимопроникновение всех этих категорий. Возможно выведение как общих понятий
из частных, так и частных понятий из общих.
Пути развития науки и её усвоения в школе не совсем совпа дают. В школе
многие понятия усваиваются учениками в готовом виде, без совершения сложной
умственной работы по их образо ванию. Это ускоряет процесс приобретения
знаний учениками.
Но и в начальной школе применим в элементарной форме также исследовательский
метод обучения, приводящий к само стоятельному формированию учениками понятий
под руководст вом учителя.
Самостоятельное формирование понятий имеет большое обра зовательное значение
и обеспечивает более прочные и глубокие знания. В преподавании географии
должно найти место как сообщение ученикам готовых понятий, так и самостоятельное
добыва ние знаний. Нахождение разумной пропорции этих видов учеб ной работы
в каждом классе составляет одну из важнейших проб лем методики географии.
Географические понятия обычно формируются из материала географических представлений.
Однако наблюдаются случаи, когда понятия отрываются от представлений.
Причём бывают такие случаи отрыва понятий от представле ний, которые оправдываются
теорией познаний и дидактикой. На пример, мы не можем себе представить бесконечности
или скоро сти движения в 300 тыс. км в секунду, а понятие об этом
имеем. Но имеются и неоправданные отрывы понятий от представлений.
С точки зрения дидактики географические понятия учеников можно разделить
на реальные и формалистические '.
Реальные понятия — это такие понятия, которые созданы уче никами на основе
конкретных представлений соответствующих объектов и процессов. Примером
может быть понятие учеников о холме, созданное из материала представлений,,
почерпнутых в результате экскурсии на холмистую местность, работы над кар
той, учебником географии и т. п.
Могут быть и такие понятия, которые не имеют под собой кон кретных представлений,
но научно оправдываются. Например, понятие о движении солнечной системы,
Земли, процесса роста де рева, распространение светового луча и т. п. Такие
понятия строятся научно-обоснованными методами: путём умозаключения, индукции,
дедукции и т. д.
Формалистические понятия — это такие понятия о предметах, которые учениками
механически усвоены в готовом,, виде со слов учителя или из книги. Они не
имеют под собой конкретных пред ставлений, содержание их учениками не осмыслено,
применение их не усвоено. Они не вошли в систему географического мировоз
зрения, поверхностны и непрочны. Формализм в знаниях учащихся признаётся
коренным недостатком в работе школы.
В основе формалистических понятий лежит ошибочное приня тие знания слов
за знание предметов, к которым эти слова отно сятся '.
Наибольшее образовательное значение имеют реальные поня тия. Формирование
реальных географических понятий и истин ных суждений у учащихся — есть высшая
цель географического образования.
Читать дальше