0 методике образования географических навыков.
Географическое обучение было бы незаконченным, если бы оно остановилось
на рассмотренных стадиях. От формирования географических
представлений и от развития у учеников логического мышления
необходимо идти к применению знания на практике, что предпола
гает приобретение умения и навыков. Если бы образовательный
процесс ограничился только сообщением ученикам знаний и не
осуществлялось бы перехода от знания к умениям и навыкам, то
такое обучение было бы бесполезным и такие науки не могли бы
быть фактором общественного прогресса. «Без навыков и умений
нет и не может быть образовательного процесса» (К о р н и л о в).
Не закреплённые в навыках знания не только бесплодны, но и не
прочны, формалистичны, мертвы.
Если учитель не работает над привитием ученикам географиче ских навыков,
а ограничивается только проработкой учебника, то он не доводит обучение
географии до конца и не выполняет воз ложенной на него задачи.
Навыки делают знания более действенными, прочными и ре альными. Закрепление
географических знаний в навыках является одним из существенных средств борьбы
с формализмом.
Вместе с тем привитие навыков ученикам — это подготовка их к практической
деятельности по окончании школы. Без навыков не могут обойтись и самые высокие
сферы творческой деятельности. «Условием проявления творчества является
владение соответ ствующими навыками» (Т е п л о в).
Как же можно прививать географические навыки ученикам? Ответ на этот вопрос
подсказывается самой сущностью навыка. Географический навык — это автоматизация
применения геогра фических знаний в результате упражнения.
«Умение — это не вполне завершённый навык» (Корн и - лов).
Словесно-книжные пассивные методы преподавания географии не
могут образовать у учеников навыков по применению географических знаний.
Чтением лекций о плавании, о езде на велосипеде нельзя научить этим навыкам.
Привитие навыков предполагает самую широкую самодеятельность учащихся. Главным
и основным способом привития ученикам географических навыков являются упражнения,
практические занятия, работа на географической площадке, школьное краеведение.
Чтобы привить ученикам навык глазомерного определения расстояния,
надо чтобы они упражнялись в этом. Для образова ния у них умения и навыка
в чтении карты, необходимо система тически упражняться в решении разнообразных
задач по карте. Для приобретения учениками навыков исследовать географическую
среду и разбираться в географических комплексах, нужно чтобы они занимались
краеведением, ходили на исследователь ские экскурсии. Навыки наблюдения
над погодой и навыки обработки научных материалов могут быть приобретены
учениками только в результате упражнений в этом деле.
Навыки совершенствуются. Упражнения, формирующие и совершенствующие навыки,
не сводятся к простым повторениям действий. Профессор Теплов указывает такие
условия, при которых повторные действия укрепляют и совершенствуют навык:
«Обучающемуся необходимо иметь возможно более ясное
представление того, что именно он должен делать, чего он должен добиться».
«Обучающийся должен знать результат каждого-отдельного
упражнения». «Умение видеть свои ошибки и недостатки — важнейшее условие успешного
упражнения».
Из этого следует заключить:
При обучении географии сообщение знаний ученикам не
обходимо закреплять упражнениями по применению их на
практике.
Перед каждым упражнением учитель должен доводить до
сознания учеников целевую установку работы.
Ученические работы нужно как можно скорее проверять
и об обнаруженных достоинствах, недостатках и ошибках их
следует незамедлительно сообщить ученикам.
Правильно поставленная учебно-воспитательная работа в пре подавании географии
обеспечит развитие познавательных способностей учеников, заложит начала
научного географического миро воззрения и коммунистической морали, а также
подготовит их к преобразованию географической среды в соответствии с потреб
ностями человеческого общества.
Основной метод развития познавательных способностей учени ков состоит в
упражнении этих способностей. Сообщение теорети ческих географических знаний
следует сочетать с практикой учеников в географических наблюдениях, в образовании
геогра фических представлений, понятий, суждений и навыков.
Путь к созданию научного географического мировоззрения у учеников лежит
как через сообщение им готовых географических идей, знаний, так и через
их самостоятельное посильное изучение географической действительности.
Читать дальше