КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ.
Школьное краеведение.
Школьное краеведение представляет
собой изучение своего края, проводимое учащимися под руковод ством педагогов
в учебно-воспитательных целях.
Школьное краеведение используется в преподавании не только географии, но
и других предметов, например естествознания, истории, языка; учитель при
обучении каждой из этих наук берёт тот краеведческий материал, который соответствует
содержанию преподаваемой науки.
Передовые русские педагоги горячо отстаивали родиноведение в виде особого
курса начальной географии на местном мате риале 2 и родиноведческий принцип.
К. Д. Ушинский предлагал родиноведение объединить с преподаванием русского
языка, так как оно может давать разнообразнейший материал для изучения родного
языка. «Как светло, как сознательно и разумно может взглянуть дитя после такого
курса на окружающий мир!.. Этот курс вводит детей в науку, не как в мёртвую
груду книг, а как в живое изъяснение мира, исполненного жизни»... «Легко себе
представить, сколько ярких, верных действительности образов, совершенно конкретных,
накопится в душе детей от такого живого, наглядного, обязательного курса.
Что такой курс совершенно на месте в народном училище, это неоспоримо».
Но царское правительство было глухо к голосу передовых педагогов. Оно считало
родиноведение «вредным мудрствованием» и не допускало его в школы.
Только советская власть широко раскрыла двери школы для краеведения.
В первых же советских программах, составленных в 1918 г., преподавание географии
начиналось на III году обуче ния на основе
изучения своей местности. В объяснительной за писке к программе географии
1918 г. говорилось, что курс геогра фии в III классе
«...в существе и методе своём есть курс родиноведения»...
В 1923 г. географический учебный материал был включён в программу природоведения,
и изучение его начиналось тоже с третьего года обучения. О нём говорилось,
что этот материал «...объединён общей идеей — изучения местного края, почему
тре тий год обучения заслуженно получает наименование краеведческого».
Хотя начальный курс географии и признавался «родиновед- ческим», но он
никогда не сводился к изучению только своего края. В нём не было систематического
всестороннего изучения своего края.
Читать дальше