Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

О методике образования у учащихся географических представлений

Оглавление

 

 

О методике образования у учащихся географических представ лений.

Процесс обучения географии и сводится к образованию у учеников географических представлений, понятий, суждений и навыков. Роль каждой из этих познавательных категорий различна в разных отраслях познания и на разных ступенях школь ного обучения. Ещё Белинский говорил о «мышлении образами» (представлениями) в искусстве и о «мышлении понятиями» в науке. Конечно, здесь идёт речь только о преобладании того или другого мышления: в науке — понятий, в искусстве — образов.

Ученикам начальной школы более доступно мышление обра зами. И по самой логике психического познавательного процесса целесообразно в начальной школе главный упор делать на обра зование у учеников конкретных представлений. Географические знания, приобретаемые учениками во младших классах, и назывались раньше в программе «географическими представлениями». Обучение географии в этих классах имеет целью накопить пред ставления для объяснительного чтения. Программа требует от учителя добиваться того, чтобы «за каждым прочитанным словом у детей было конкретное представление».

Какими путями могут быть образованы у детей географиче ские представления?

Ответ на этот вопрос даётся самим определением представ ления.

Как выше сказано, географическое представление — это прояв ляющиеся в памяти прошлые восприятия географических объек тов. Вспоминать мы можем то, что когда-то восприняли и запом нили. А чего не воспринимали, того и вспомнить не можем.

Чтобы у ученика образовалось представление реки, озера, холма, завода, надо ему показать их. Такие представления называют «представлениями памяти».

Где и как учитель может показать ученикам географические объекты?

Чтобы показать ученикам реку, озеро, холм, завод и т. п., надо к ним совершить экскурсию.

Учитель может показать ученикам на экскурсии только такие географические объекты, которые имеются недалеко от школы. А как нужно создавать представления о таких географических объектах, которых нет в окрестностях школы? Это нужно делать посредством тех наглядных пособий, которые создают представле ния о предметах; например, модели холма, долины, горного хребта и т. п. могут создавать у учеников представление об этих объек тах. Этого же можно достигнуть путём показа изображения гео графических объектов на картине, на рисунке, на диапозитиве, в кинокартине. На практике доказано, что по карточке можно узнать незнакомого человека, можно виденный только на картине ландшафт найти на местности. Значит, представление, получаемое от восприятия изображения объекта, близко к представлению от восприятия предмета в натуре. Конечно, эти два представления не равноценны. Представление, образованное в результате непо средственного восприятия объекта в натуре, более живо, более точно. Поэтому учитель стремится к тому, чтобы показывать гео графические объекты в натуре; показывать на картине, в моделях следует только то, что нельзя показать ученикам в натуре.

Кроме «представлений памяти» есть ещё «представления вооб ражения». Оказывается, что при известных условиях ученики мо гут создать представление и о таких географических объектах, ко торых они никогда не воспринимали, например: горные снега, ледники в горах, северный полюс и пр. Такие представления они создают посредством творческого воображения.

Но современная психология установила, что воображение не беспредельно: оно ограничено пределами личного опыта, прош лыми восприятиями. Воображение «из ничего» творить ничего не может. Для создания представления воображения нужен ма териал прошлых восприятий.

«Человек, не бывший на крайнем Севере,— говорит проф. Б. М. Теплов,— может вообразить тундру только потому, что он видел изображение её на картинах, на фотографиях, видел и в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры, видел покрытую снегом равнину, мелкий ку старник, видел в зоопарке оленей. Переработка такого материала, полученного в прошлых восприятиях, и даёт возможность создать представление тундры...»

А если у детей не будет необходимого материала из прошлых воспри ятий, то их воображение окажется бессильным создать образ неизвестной им тундры.

Даже фантастические сказочные образы создаются из материала прош лых восприятий. Для того чтобы представить себе сказочную «молочную реку с кисельными берегами», человек должен раньше воспринять реку, молоко, кисель. Эти вещи реальны. Но воображение приводит их в неестествен ное соединение.

Представление об этих ранее воспринятых реальных вещах и служит материалом для создания фантастического образа молочной реки с кисель ными берегами.

Итак, не только представления памяти, но и представления воображения в конечном счёте зависят от личного опыта и опре деляются прошлыми восприятиями.

Чтобы успешно создавать у учеников представления о далёких географических объектах, учителю нужно развивать у них способность воображения и накоплять материал непосредственных вос приятий географических объектов.

География даёт к этому большие возможности. Предмет её изу чения чрезвычайно обширен и многообразен. Он одновременно близок и далёк. Географическая среда везде и всюду окружает человека, как вода рыбу. Для ученика география начинается с классной комнаты, со школьного двора, с квартала своей улицы, со своей деревни, поля, школьных окрестностей.

Это даёт возможность развивать у учеников способность к пра вильному восприятию реальной географической среды и накоп лять материал для создания представления воображения.

Вместе с тем география обнимает своим изучением весь зем ной шар. Ученики должны создавать себе представления о таких местах, которые недоступны для их личного обозрения. Как это можно достигнуть?

Рассмотрим три пути создания представлений о таких геогра фических объектах, которые недоступны непосредственному вос приятию.

1. Путь аналогии. Предположим, нужно у учеников создать
представление о р. Волге, которая далеко от школы. Учитель
г. Калуги поведёт учеников на свою реку Оку и ознакомит их
со всеми элементами реки. А затем он проведёт сравнение р. Оки
с р. Волгой, в чём Волга сходна с Окой и в чём их различие. На ос
нове непосредственного восприятия одного географического объ
екта ученики посредством воображения могут создать представле
ние и о всех других однородных объектах путём установления
сходства и различия с осмотренным объектом, исключения излиш
них и дополнения недостающих признаков.

2. Путь анализа. Таким путём можно из представлений слож
ного объекта или географического комплекса создавать представ
ления его элементов. Например, ученик видел реку и составил
о ней общее нерасчленённое представление. Путём анализа этого
представления реки учитель может добиться того, что ученик
составит представление правого и левого берега, русла, долины
и других элементов.

В этой умственной операции ученика большую роль может сы грать, кроме живого слова учителя и книги, рисунок и чертёж на классной доске, картина, модель и т. п.

3. Путь синтеза. Таким путём можно создавать у учеников
представления географического комплекса, если они предвари- тельно воспринимали составляющие его элементы. Например, ученик видел единичных овец; он может мысленно соединить их и представить себе овечье стадо, хотя его никогда не видел. По единичным деревьям он может вообразить лес, по отдельным избам представить деревню и т. д.

Итак, источником географических представлений являются не посредственные восприятия географических объектов. Все геогра фические представления строятся из материала непосредственных чувственных восприятий. В представлениях памяти имеется пря мое отражение воспринятых объектов. В представлениях вообра жения имеется производное отражение географических объектов. В этом случае посредством творческого воображения ранее воспринятый материал мысленно преобразуется и используется для создания представления о таких объектах, которые непосредст венно не воспринимались.

Обучение в школе планомерно, целенаправленно. В нём решаю щую роль играет учитель. Ведущая роль в образовании географи ческих представлений у учеников должна принадлежать учителю. Учитель направляет внимание учеников при восприятии ими гео графических объектов, проверяет правильность восприятия, рас ширяет и углубляет его и тем самым руководит процессом созда ния географических представлений.

Ещё более велика роль учителя в формировании географиче ских представлений воображения. Ярким живым словом учитель помогает ученикам создать из ранее полученных восприятий новый географический образ. Чтение книги также стимулирует, органи зует и направляет умственный процесс учеников по созданию гео графических представлений из имеющихся у них материалов прошлых восприятий.

Выше уже говорилось о важности наглядных пособий в этом деле. Восприятие натуральных и изобразительных наглядных пособий до некоторой степени может заменить непосредственное вос приятие самих объектов и быть источником географических пред ставлений.

Всё это подсказывает, какие формы и методы надо применять для создания географических представлений у учеников. Для накопления материала восприятия необходимы экскурсии, наблю дения, опыты, упражнения на географической площадке, использо вание наглядных пособий, особенно натуральных и изобразительных наглядных пособий.

В деле стимулирования и руководства умственным процессом по созданию географических представлений у учеников ведущее значение имеет живое слово учителя и работа с учебником, с книгой.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz