О ходе урока.
Не надо изложенные выше стадии или элементы
урока и их последовательность превращать в обязательный для
всех случаев шаблон. В зависимости от конкретных условий и
от целей урока учитель может менять его порядок, если это целе
сообразно.
Конечно, нужно менять этот порядок обдуманно. Можно на чать урок не с опроса
и повторения, а с объяснения нового ма териала. Но надо подумать, оправдывается
ли это в данном кои- кретном случае.
Изложенные стадии урока и их порядок постепенно вырабо тались в результате
векового педагогического опыта, и в установившейся последовательности действий
учителя есть своя логи ка, свой смысл.
Такой ход урока: 1) проверка выполнения домашнего зада ния, совмещающаяся
с повторением, 2) объяснение нового мате риала, 3) его закрепление и 4)
домашнее задание — все зги ста дии урока дают в результате естественное
и последовательное развёртывание педагогического процесса. Начиная урок
с опроса, мы оживляем в памяти учеников пройденное, а затем, опираясь на
приобретённые ими знания, сообщаем им новый материал, т. е. идём от известного
к неизвестному. Начинать же урок с объ яснения нового материала, а затем
производить опрос, это значит идти от неизвестного к известному.
Например, можно давать домашнее задание перед объясне нием нового материала.
Но и тут может встретиться нарушение логики в действиях педагога. При задании
на дом нужно учеников проинструктировать, как надо это задание выполнять,
что в нём есть самое существенное, на какие вопросы надо ответить и т. п.;
а также надо объяснить незнакомые слова, привлечь вни мание учащихся к иллюстрациям,
к карте.
Но всё это можно вразумительно сделать только тогда, когда уже изложен
новый материал. Поэтому обычно домашнее зада ние даётся после объяснения
или после закрепления нового ма териала.
Следовательно, отступать от этого установившегося порядка в ходе
урока нужно только тогда, когда это оправдывается какими-либо определёнными
обстоятельствами.
Например, первый урок по географии начнётся с предварительной беседы с
учениками и с объяснения нового материала. Бывает, что весь урок может быть
посвящен контрольной пись менной работе или объяснению темы, или повторению
пройден ного. Урок может начаться с закрепления материала, пройден ного
на прошлом уроке. Но это только исключения, которые учи тель вправе делать,
если они целесообразны. Основным же остаётся изложенный выше ход урока.
Читать дальше