Методика работы со световыми картинами.
Использование
световых картин требует приобретения проекционного фонаря, устройства экрана,
затемнения комнаты. Но все эти расходы и хлопоты оправдываются полезными
результатами от применения этого наглядного пособия.
Большим неудобством является необходимость затемнить ком нату при показе
световых картин, а в темноте нельзя делать за писи, зарисовки, рассматривать
карту. Для преодоления этого недостатка на партах, на столах устраивают
лампочки с покры тыми сверху тёмными абажурами.
Световые картины используются как на уроках, так и во вне классных занятиях.
Такие картины производят сильное впечатле ние, но и скоро утомляют зрителей.
Поэтому не следует показы вать больше 8 или 10 картин на одном уроке. Во
внеурочное время и при повторении можно показать и несколько больше. Основные
положения методики показа световых картин можно свести к следующим требованиям:
1. Необходим строгий подбор диапозитивов. Для показа на
уроке следует использовать только такие диапозитивы, которые
относятся к теме и отвечают учебно-воспитательным задачам.
Учителю необходимо предварительно одному просмотреть диапозитивы, расположить
их в последовательном порядке, при котором лучше всего будет раскрыто содержание
темы урока. Уже заранее учитель сделает себе заметки, что и как он объяснит
ученикам при показе картин. Объяснения должны быть кратки, чётки, ясны и
касаться только существенных моментов, относя щихся к восприятию картин.
К этому необходимо подготовиться и продумать всё до мелочей.
Учитель должен руководить вниманием учащихся. Просмотр картин имеет своей
целью не «проработку» картин, а использование их как пособия для изучения
изображаемой ими реальной географии. Поэтому в центре внимания должны быть
не кар тины, а подлинная география. При показе картин учитель должен излагать
географический учебный материл и для его пояснения и большей наглядности
указывать на картины. Показ картины является не целью, а только средством
в изучении географии.
Намеченная для урока серия диапозитивов может быть
просмотрена по частям. Особенно так полезно делать в тех шко
лах, где в классе не устроены на столах затемнённые сверху лам
почки и где необходимо давать свет для записи, зарисовок и за
крепления виденного на картинах.
Просмотр картин полезно начинать пояснительным вступлением,
во время которого подготовить учеников, познакомить их с
целевой установкой, с тем, что и какие вопросы из географии
иллюстрируют картины. А после просмотра картин учитель может
подвести итог, что дали картины в раскрытии темы урока, какие
представления и понятия могут быть созданы на основе обобще
ния восприятий отдельных картин. Необходимо впечатления от
отдельных картин связать одно с другим, систематизировать, ос
мыслить, обобщить, подвести под имеющиеся уже географические
понятия и тем самым обогатить содержание последних, а также
на их основе сформировать новые понятия, установить географи
ческие закономерности.
Читать дальше
Поиск по сайту:
|