Увязка показываемых картин с картою.
Чтобы
лучше осознать значение обыкновенной и световой картины, как наглядного
посо бия, сравним её с картой.
1. Карта даёт условное обозначение географических объектов
и указывает их положение.
Картина же даёт самый вид объекта.
2. По одной карте ученик не может составить себе представ
ления о тех географических объектах, которые он никогда не
воспринимал в целом или в их элементах. Он может запомнить
только положение объектов на карте.
По хорошей картине ученик может хотя бы приблизительно ознакомиться и с
такими предметами, которых он никогда раньше не видел в натуре.
3. Карта передаёт географическое положение объекта, тогда
как художественная картина талантливого живописца передаёт
типичные черты самого объекта, его образ.
Но наряду с этими положительными чертами картине присущи и некоторые недостатки,
снижающие её дидактическое значение но сравнению с картой.
На картине может быть изображён только небольшой уча
сток земли, тогда как на карте может быть показана поверх
ность земли любой величины и даже всего земного шара. Геогра
фия изучает обширные территории, которые не могут уместиться
на картине.
Одна из главных задач географии — изучение географиче
ского положения, связи и взаимозависимости объектов. Это
лучше всего показывает карта.
Таким образом, картина более пригодна для образования кон кретных представлений
о географических объектах, тогда как карта более полезна для формирования
географических по нятий.
Из всего сказанного должен быть сделан такой вывод: хотя картина имеет
важные преимущества перед картой в том отно шении, что она приближает объекты
к натуральному восприятию, но зато она не позволяет судить об обширных территориях,
она суживает возможности для сравнения и обобщения, по ней нельзя определить
географическое положение объектов. А так как гео графическое положение объектов
является одной из существенных сторон в их географическом изучении, то карту
надо поста вить на первое место в географии.
Этот анализ показывает, что в педагогическом процессе карта и картина служат
дополнением друг друга и не могут заменить одна другую. Наилучшего учебного
эффекта можно достигнуть по средством сочетания карты и картины в процессе
обучения гео графии. Карта даёт то, чего нехватает в картине, и наоборот.
Они с разных сторон содействуют формированию более полных гео графических
представлений, понятий и суждений.
Отсюда следует, что работу над картой нужно дополнять показом соответственных
картин, а работу над картинами надо со четать с демонстрацией карты, по
которой можно определить географическое положение изображённых на карте
видов.
Дидактическая роль карты и картины различна на разных ступенях обучения.
При прочих равных условиях, чем ниже воз раст детей, чем беднее запас конкретных
представлений у них, тем более им необходимы картины при изучении географии
далё ких стран. Поэтому начальная школа должна стремиться к обес печению
себя нужными картинами.
Только через увязку с картой впечатления от картин локализируются
и становятся географическими. Поэтому увязка пока зываемых картин с картой
является безусловно обязательной.
Такая увязка картин с картой повышает интерес учащихся к карте. Они сами
начинают искать на карте те места, которые видели на картине. И так они
приучаются территориальные све дения переносить на карту и тем самым обогащать
свои знания карты и развивать своё пространственное мышление.
Отсюда вытекает одно из важных требований к диапозитивам и вообще к картинам,
особенно при прохождении страноведче ского курса, чтобы каждый вид на них
был поименован, строго локализирован. Картины должны изображать конкретные
мест ности с указанием их названий, чтобы изображённую на них мест ность
можно было точно указать на карте.
Картины и диапозитивы являются важными средствами идейно-политического
воспитания. При помощи картин учащиеся своими глазами видят разнообразные
ландшафты своей родины, преобразование природы, использование в социалистическом
обществе природных богатств на благо народа, и т. д.
Читать дальше
Поиск по сайту:
|