Краеведение в связи с уроками географии.
Вся
работа советской школы проникнута единством цели — патриотического воспитания
подрастающих поколений. Эта цель осуществляется как на уроках, так и во
внеклассных занятиях.
В главе «Внеклассная работа» рассматривается краеведение, как один из видов
внеклассных занятий. Во внеклассном краеве дении может ставиться задача
всестороннего целостного изучения своего края, как единого комплекса.
Совсем иное положение занимает краеведение в классной работе.
В классе на уроках проходятся основы наук в виде отдель ных программных
тем. Для более прочного и углублённого усвоения учениками содержания тем
привлекается соответствую щий местный материал. Например,
изучение тем «Формы земной поверхности», «Вода на земле» начинается с озна
комления учеников с формами поверхности и с водами своей местности.
Классное краеведение есть краеведение тематическое. В силу самой сущности
классной системы обучения на уроке привле кается тот краеведческий материал,
который однороден с содержанием темы урока. Так, по теме «Реки» используются
данные о реке своей местности; по теме «Погода к климат» — сведения о своём
местном климате.
В первое десятилетие советской школы классное краеведение называлось иногда
локализацией программ.
Например, в 1923 г. были опубликованы схемы комплексных программ. В «методическом
письме», подписанном председателем Научно-педагогической секции ГУСа, Н.
К. Крупской, предлага лось губернским методическим бюро наполнить схемы
программы местным содержанием «в целях осуществления принципа лока- лизма
в школьном преподавании». Для этого бюро должны были собирать материал,
«характеризующий местную природу, экономические и социальные условия (производство,
торговля, финансовое положение, состав населения, управление, быт, фольклор,
история края»).
Развитие классного краеведения первого десятилетия советской школы нашло
своё отражение в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных
программах и режиме в на чальной и средней школе».
Там говорилось: «Признать необходимым в учебные про граммы по обществоведению,
литературе, языкам, географии и истории ввести.... элементы краеведения
СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-эконо
мическое развитие и т. д.)». Здесь имеется в виду краеведение в процессе
прохождения школьных программ. Было создано новое понятие «элемента краеведения».
Введение в программы элементов краеведения и есть то, что Н. К- Крупская
и другие называли локализацией программы. Оно состоит в тематическом изучении
своего края в связи с выполне нием программы на уроках. Под элементом краеведения
подра зумеваются знания отдельных элементов природы, хозяйства, культуры,
истории своего края, используемые на уроках в целях более глубокого и прочного
усвоения содержания программных тем и проведения коммунистического воспитания.
Краеведение в полном смысле слова, т. е. как всестороннее целостное изучение
своего края, возможно в школе или в виде особого курса, или в порядке внеклассной
работы. А в связи с уроками географии, естествознания, истории, языка может
идти речь только об использовании элементов краеведения, о локали зации
программ.
В чём состоит дидактическое значение введения элементов краеведения в программу
по географии?
Введение элементов краеведения в программу даёт возмож ность построить изучение
программных тем на основе принципов «от близкого к далёкому», «от известного
к неизвестному».
Географию своей местности ученики могут воспринимать не посредственно. Это
даёт возможность формировать у них кон кретные представления о географических
объектах и процессах. Использование элементов краеведения при изучении содержания
программных тем придаёт преподаванию географии высшую на глядность и конкретность.
Учащиеся видят своими глазами в натуре то, о чём им говорится на уроках. Недаром
К. Д. Ушинский родиноведение называл наглядным обучением.
Местная география может быть использована по-разному. Она может служить
только лишь иллюстративным материа лом при проработке географических тем.
Например, при прохож дении темы «Реки» учитель может организовать экскурсию
к местной реке для показа правого и левого берега, отдельных частей реки.
В данном случае местная река используется подобно наглядному пособию. Полезность
такой экскурсии заключается в наглядности обучения, но она лишена краеведческой
направлен ности. Вследствие этого элементы краеведения лишаются эмоцио нальной
окраски. От этого воспитательное действие их притуп ляется.
Для придания краеведческой направленности экскурсии на реку необходимо
рассматривать реку как нашу реку. В таком случае река будет воспринята как
элемент краеведческого ком плекса, как одно из природных условий, при которых
развивается социалистическое хозяйство нашего края: можно прямо показать
детям, что в социалистическом обществе наша река используется иначе, чем
раньше. Теперь она служит водопоем колхозного стада, источником для орошения
колхозного поля, на ней построена электростанция или будет построена. Выясняя,
как используются реки в социалистическом обществе, учитель развернёт эффектив
ную идейно-политическую воспитательную работу. Краеведческий подход к изучаемым
темам усилит интерес учеников к географии, поднимет эмоциональное состояние.
А это будет содействовать повышению успеваемости детей по географии и идейно-политиче
скому воспитанию их. Знакомство учеников с использованием местных природных
богатств на благо народа будет укреплять их любовь к своей социалистической
родине.
Возьмём для примера тему «Погода и климат» . Для её изучения
учитель организует наблюдения над температу рой, над направлением ветра,
облачности, характером выпадения осадков. Полезность таких наблюдений очевидна.
Дети ознако мятся с атмосферными процессами и их изменчивостью. Уже в процессе
наблюдения они будут улавливать связь между отдель ными элементами погоды.
Особенно убедительно эта связь вы явится при обработке материала наблюдений.
Образовательно-воспитательное значение изучения этой темы увеличится, если
ей придать краеведческое направление. Для этого необходимо, чтобы дети в результате
наблюдения над погодой и обработки полученных данных пришли к какому-то представле
нию о погоде (о климате) своей местности и её особенностях и могли сделать
хотя бы элементарную характеристику её. Это будет уже элементом краеведения.
Чтобы закрепить его в созна нии детей, желательно (в меру сил детей) выяснить,
как влияют особенности климата своей местности на другие стороны природы
и жизнь местного населения. Пока атмосферные процессы рас сматриваются без
связи с местностью, с ними трудно увязывать идейно-политическую воспитательную
работу. А краеведческое изучение этой темы открывает широкие возможности
для воспитательной работы. Климат взаимодействует с другими местными элементами
ландшафта и влияет на жизнь и хозяйство людей. В условиях социалистического
общества идёт успешнее борьба с вредными влияниями климата, чем в буржуазном
обществе. Можно это показать на примерах продвижения сельского хо зяйства
в советское время в такие местности, в которых его раньше не было. В степях
и лесостепях может быть показано детям осуществление Сталинского плана преобразования
при роды — борьбы с засушливостью путём лесонасаждений. Всё это убеждает
в преимуществах социалистического общественного строя над капиталистическим.
Предыдущая программа требовала, чтобы «школьное краеве дение было отправным
этапом для всего последующего обучения географии».
Каким образом изучение географии своей местности может помочь пониманию
географии отдалённых областей?
Во-первых, непосредственное ознакомление учеников с гео графическими объектами
своего края даст возможность образо вать у них географические представления
и географические поня тия, которые помогут им познать и отдалённые географические
явления.
Отдельные местности наряду с различиями имеют и сходства, общие черты.
Это позволяет говорить, что каждый пункт на зем ной поверхности в некоторой
степени отражает поверхность всего земного шара. Все географические объекты
имеют подобные эле менты. Например, все реки на земле имеют правые и левые
бе рега, устья, истоки, разрушающую и созидающую работу текучей воды. Все
холмы и горы имеют подошвы, склоны и вершины. Климат любой местности слагается
из того или другого состояния температуры воздуха, ветров, осадков, облачности
и т. д.
Поэтому в результате непосредственного ознакомления учени ков с рекой, с холмом,
с горой, с климатом своей местности они могут составлять правильные общие
представления об этих геог рафических объектах. Это поможет ученикам понять
и предста вить себе реки, холмы, горы, климат далёких областей, когда они
будут о них читать в книге или слушать объяснение учителя. Таким образом,
ознакомление с географией своей местности помогает пониманию географии всего
Советского Союза и всего земного шара.
Во-вторых, при локализации программы география своего края делается образцом
для сравнения с ней географии всех других частей поверхности земного шара.
Дидактическое значение сравнительного метода давно уже выяснено. Сравнивая
какой-нибудь предмет с другим, мы его лучше познаём.
К. Д. Ушинский писал, что- всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение.
Путём сравнения предметов устанавливают сходные, общие и отличительные
существенные признаки. Сравнение есть один из необходимых способов образования
научных понятий.
Сравнение достигает свою познавательную цель только тогда, когда изучаемый
географический объект сравнивается с другим, хорошо известным однородным
географическим объектом. В этом осуществляется принцип: «Идти от известного
к неизвестному».
Многовековой педагогический опыт показал, что в сравнении надо идти «от
близкого к далёкому», т. е. от географии своей местности к географии отдалённой
области.
Свой край полезно использовать в качестве единицы измере ния в преподавании
географии. Идёт речь о величине территории отдалённой области — надо её
сравнить с величиной своей мест ности.
Ученикам московских школ нужно представить себе продол жительность летнего
дня в Мурманске, среднюю январскую температуру во Владивостоке; для этого
надо их сравнить с продолжительностью летнего дня и со средней январской
температу рой Москвы.
Свой край должен быть ориентиром при работе над картой при объяснении географического
положения любого пункта. В ре зультате краеведческих занятий учащиеся хорошо
помнят поло жение своей местности на карте. По своей местности они будут
определять положение всех других пунктов земной поверхности: лежат они на
севере, на юге, на западе или на востоке от нашей местности.
Например, ученики московских школ изучают географическое положение
Ленинграда, Свердловска. Когда они поймут, что Ленинград находится на северо-западе
от их родины, а Свердлсвск — на востоке, то это сделает их представления
о положении изучаемых городов более конкретными и прочными. Тогда работа
над картой будет более успешной.
Введение элементов краеведения в программы имеет и другие благотворные
последствия. Так оно укрепляет связь школы с окру жающей жизнью и усиливает
её влияние на население. Оно даёт возможность обеспечить учащимся лучшую
подготовку к практи ческой деятельности по окончании школы в соответствии
с хозяй ственной спецификой данной местности. Благодаря краеведению идейно-политическое
воспитание в процессе обучения географии станет более эффективным.
Введение элементов краеведения в школьные программы тре бует применения
активных форм и методов преподавания: экскурсий, наблюдений, упражнений
на географической площадке, создания краеведческого уголка или музея, сбора
коллекций и т. п. Таким образом школьное краеведение активизирует педагогический
процесс, усиливает самодеятельность учащихся, углубляет изучение основ науки
и поднимает качество учебно- воспитательной работы школы.
Но особенно велика роль краеведения в деле идейно-полити ческого воспитания
учащихся. На примерах изменений, наблюдае мых в природе, хозяйстве, культуре
местного края, легче знакомить детей с причинной связью, с взаимозависимостью
яв лений. Краеведение открывает широкие возможности для разви тия у учащихся
советского патриотизма и чувства национальной гордости,
а также для наглядного показа преимуществ социали стического общественного
строя перед капиталистическим.
М. И. Калинин говорил: «Все мы очень много говорим о воспитании
патриотизма, но ведь это воспитание начинается с углублённого познания своей
родины». Он советовал «в на чальной школе ребят знакомить с местной географией:».
«Это позволит им более сознательно отнестись к географии всей страны, а
кроме того сделает их любовь к родине живой и непо средственной».
Имеется возможность насытить элементами краеведения учебный
материал по географии и в IV классе. Здесь краеведение используется в следующих
направлениях.
Первые две и шестнадцатую географические темы следует изучать по возможности
на местном материале.
Например, объясняется вопрос о шарообразности Земли. Некоторые доказательства
шарообразности Земли, выпуклости её поверхности могут быть сообщены и в
начальной школе. Так, можно показать детям в натуре, как восходящее Солнце
сначала освещает возвышенные части, а потом — нижние, а заходящее Солнце,
наоборот, дольше освещает верхние части, увязав это с конкретным ознакомлением
со своим краем.
Можно провести наблюдение учеников над тем, как расши ряется кругозор с
поднятием наблюдателя. Для этого следует использовать какой-либо холм своей
местности и показать кругозор у подножия холма, а затем на вершине. Это
будет местный кругозор, холм своей местности.
Обзор СНГ можно начинать с рассмотрения своей местности, своей
области, своего теплового пояса; во всяком случае следует свою область рассматривать
более подробно.
Изучение природных ландшафтов СНГ, как было уже сказано, можно проводить
на основе сравнения с местным ланд шафтом.
Читать дальше