Источники краеведческого материала
Откуда учителю брать
краеведческий материал для насыщения программных тем? Гото вые книжные
знания о своём крае, конечно, нужно использовать. Но если этим ограничиться,
то мало будет пользы от краеведения. Краеведение только по книге — это пародия
на краеведение. Школьное краеведение возникло, крепло и развивалось в
борьбе с злоупотреблением словесно-книжным методом. Благотворное учебно-воспитательное
влияние краеведения на учеников определяется тем, что сами ученики непосредственно
исследуют свою местность.
Ушинский, знакомясь за границей с руководствами по крае ведению, уловил
опасность возможного схоластического вырожде ния этого интересного курса.
«Руководство к такому курсу для учащих можно, и должно составить,— пишет
Ушинский,— ...такая книга для учащих необходима; но для учеников она невоз
можна».
Итак, по Ушинскому, очень желательно издание краеведческих руководств,
материалов, исследований для учителей; необходимо снабдить их литературой
по истории, теории и методике крае ведения. Он мечтал о таком положении,
чтобы каждая школа имела книгу о своём крае. Но Ушинский отрицал целесообраз
ность учебных книг по краеведению для учеников, ибо словесно- книжное краеведение
представляет собою его искажение.
Только тот учитель сможет увязать программные темы с крае
ведческим материалом, который имеет такой материал. А имеет его тот, кто
изучает свой край, кто ведёт краеведческую работу. Учителю необходимо исследовать
свой край, накапливать крае ведческий материал и хранить его, как достояние
школы. Краеведческий материал он может черпать: 1) из литературных, картографических
и архивных источников, 2) в результате иссле дования своей местности путём:
а) записи устных рассказов, опроса населения, б) регулярных географических
наблюдений, в) экскурсий, сбора коллекций и пр., г) обработки материалов
метеорологических станций, местных планов, крае ведческих музеев и пр.
Нельзя надеяться только на свою память. Надо записывать сведения о своём крае
и записи хранить. Желательно составлять карточки (как это делают в библиотеках)
на книги, журнальные и важные газетные статьи о своём крае. Такая библиографическая
картотека по своему краю должна быть в каждой школе. Учитель будет находить
в ней указания на литературу по возникшему перед ним краеведческому вопросу.
Надо хранить «календари природы», «календари погоды», результаты наблюдений,
прине сённые с экскурсий материалы и т. п. Надо брать на учёт досто примечательные
места и наиболее интересные объекты для экскурсий, туристических походов.
Проф. А. А. Половинкин ре комендовал в школе завести «Летопись» в виде большой
тетради или книги, в которую записывались бы важнейшие события в жизни школы
и сведения о своём крае. Учителя в школе могут меняться, а «Летопись» как
коллективный труд их, должна храниться в школе.
Читать дальше