Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Источники краеведческого материала

Оглавление

 

 

Источники краеведческого материала

Откуда учителю брать краеведческий материал для насыщения программных тем? Гото вые книжные знания о своём крае, конечно, нужно использовать. Но если этим ограничиться, то мало будет пользы от краеведения. Краеведение только по книге — это пародия на краеведение. Школьное краеведение возникло, крепло и развивалось в борьбе с злоупотреблением словесно-книжным методом. Благотворное учебно-воспитательное влияние краеведения на учеников определяется тем, что сами ученики непосредственно исследуют свою местность.

Ушинский, знакомясь за границей с руководствами по крае ведению, уловил опасность возможного схоластического вырожде ния этого интересного курса. «Руководство к такому курсу для учащих можно, и должно составить,— пишет Ушинский,— ...такая книга для учащих необходима; но для учеников она невоз можна».

Итак, по Ушинскому, очень желательно издание краеведческих руководств, материалов, исследований для учителей; необходимо снабдить их литературой по истории, теории и методике крае ведения. Он мечтал о таком положении, чтобы каждая школа имела книгу о своём крае. Но Ушинский отрицал целесообраз ность учебных книг по краеведению для учеников, ибо словесно- книжное краеведение представляет собою его искажение.

Только тот учитель сможет увязать программные темы с крае ведческим материалом, который имеет такой материал. А имеет его тот, кто изучает свой край, кто ведёт краеведческую работу. Учителю необходимо исследовать свой край, накапливать крае ведческий материал и хранить его, как достояние школы. Краеведческий материал он может черпать: 1) из литературных, картографических и архивных источников, 2) в результате иссле дования своей местности путём: а) записи устных рассказов, опроса населения, б) регулярных географических наблюдений, в) экскурсий, сбора коллекций и пр., г) обработки материалов метеорологических станций, местных планов, крае ведческих музеев и пр.

Нельзя надеяться только на свою память. Надо записывать сведения о своём крае и записи хранить. Желательно составлять карточки (как это делают в библиотеках) на книги, журнальные и важные газетные статьи о своём крае. Такая библиографическая картотека по своему краю должна быть в каждой школе. Учитель будет находить в ней указания на литературу по возникшему перед ним краеведческому вопросу. Надо хранить «календари природы», «календари погоды», результаты наблюдений, прине сённые с экскурсий материалы и т. п. Надо брать на учёт досто примечательные места и наиболее интересные объекты для экскурсий, туристических походов. Проф. А. А. Половинкин ре комендовал в школе завести «Летопись» в виде большой тетради или книги, в которую записывались бы важнейшие события в жизни школы и сведения о своём крае. Учителя в школе могут меняться, а «Летопись» как коллективный труд их, должна храниться в школе.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz