Школьная
география в советское время. (взгляд из прошлого)
Развитие советской научной и школьной
географии определялось другими законами и проходило на иной методологической
основе, принципиально отличной от методологии дореволюционного времени.
По случаю тридцатилетнего юбилея Советского государства подводились итоги
наших достижений в области разных наук, в том числе и географии. Отметим
лишь только некоторые факты.
В 1919 г. Совнарком под председательством В. И. Ленина рас смотрел вопрос
о необходимости изучения Дальнего Севера. В этом же году В. И. Ленин подписал
декрет о создании геодези ческого управления.
В 1921—1922 гг. В. И. Ленин дал указания к составлению географического
атласа.
В 1923—1927 гг. проводилось подробное исследование Чёрного моря под руководством
акад. Ю. М. Шокальского.
В 1925—1926 гг. работала советская экспедиция в Южной Аме рике под начальством
Воронова.
В 1928 г. экспедиция Академии наук СССР исследовала Африку.
В 1932 г. по предложению И. В. Сталина был создан Комитет Главсевморпути.
В этом году был совершён сквозной рейс совет ским судном «Сибиряков» по
Северному морскому пути.
В 1934 г. советские учёные Ю. М. Шокальский, Н. Н. Баранский и др. участвовали
во Всемирном географическом конгрессе.
В 1937 г. состоялась первая советская экспедиция на Северный полюс под
руководством О. Ю. Шмидта; в том же году был со вершён первый в мире перелёт
из Москвы в Америку через Север ный полюс советскими лётчиками В. П. Чкаловым,
Г. Байдуко вым и А. Беляковым.
В 1937—1938 гг.— дрейф советской станции «Северный полюс» в составе П.
П. Ширшова, Е. К. Фёдорова и Э. Т. Кренкеля под начальством И. Д. Папанина.
1937—1940 гг.— дрейф советского судна «Георгий Седов» в Ледовитом океане.
В 1939 г. советский ледокол «Иосиф Сталин» впервые в исто рии в одну навигацию
совершил двойной сквозной рейс по Север ному морскому пути.
Изучение географии нашей страны в советское время приняло такие размеры,
какие не под силу буржуазному обществу. Еже годно снаряжаются многочисленные
комплексные и отраслевые экспедиции, изучающие необъятные просторы нашей
Родины.
Великая Октябрьская социалистическая революция поставила перед советской
школой такие задачи, каких мир ещё не знал. Впервые в истории человечества
школа имеет целью «воспи тание поколения, способного установить коммунизм»,
«подготов лять всесторонне развитых членов коммунистического общества».
Всестороннего развития ребёнка нельзя достигнуть старыми приёмами обучения,
сводившимися главным образом к механиче ской зубрёжке. Для этого нужны упражнения
различных способ- ностей детей. Новые учебно-воспитательные задачи потребовали
соответствующего нового содержания школьных программ и осо бых принципов,
форм и методов школьной работы. Возникла проблема политехнизации школы,
увязки школы с жизнью, идейно-политической направленности обучения. Советская
школа не могла удовлетворяться одним сообщением знаний. Теперь важ ное место
в обучении должны были занять навыки, умения, актив ное отношение детей
к окружающей действительности.
Сразу же после установления советской власти началась пере стройка старой
школы и творческие искания новых более рациональных форм и методов учебно-воспитательной
работы. Проис ходила борьба нового со старым. Надо было решительно разрушать
прежние устои и традиции и расчищать место для нового.
Историю советской школы делят на следующие периоды: 1) С 1918 до 1941 г.,
2) годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.), 3) годы мир ного строительства
по окончании Отечественной войны. Внутри первого периода проводят дальнейшее
подразделение, которое в истории географии связывается со следующими мероприятиями:
а) время зарождения советской методики географии (1918—1922 гг.);
б) период комплексных программ (1923—1931 гг.);
в) переходный период (1931—1934 гг.);
г) время предметных программ (1934—1949 гг. и далее).
Первый период (1918—1922 гг.) характеризуется ломкой устоев старой школы,
децентрализацией народного образования и началом творческих поисков новых,
советских путей школьного обучения.
Через несколько дней после Октябрьской социалистической революции было
опубликовано «Обращение Народного Комиссара по просвещению» (от 29 октября
1917 г. ст. стиля), в котором говорилось, что «всё школьное цело должно
быть передано органам местного самоуправления».
К делу школьного строительства привлекались широкие массы трудя щихся.
Школьная реформа начиналась под лозунгом «борьбы масс за знания, за образованность».
Общегосударственных программ и единых обязательных учеб ных планов сначала
не было. Развернулось усиленное творчество на местах. Учительские объединения,
органы народного образо вания на местах вырабатывали для себя программы
и учебные планы, исходя из общих революционных установок.
Первая советская программа по географии была выработана Комиссариатом народного
просвещения Союза коммун Северной области в 1918 г. (Петроград). Она была
издана в сборнике «при мерных программ» в виде «Материалов по реформе школы».
Обу чение географии должно было проводиться с III по
IX класс вклю чительно. В пятилетней первой ступени география преподавалась
в последних трёх классах: в классе В — родиноведение, в классе Г — типичные
ландшафты, в классе Д — география России.
Родиноведение, за которое, боролось передовое учительство с половины XIX
в., было введено в школу как особый предмет. В объяснительной записке к
программам географии в классе В говорится, что он (курс географии) «в существе
и методе своём есть курс родиноведения»... Он должен служить «основой и
опорой» для последующих курсов географии.
Постановления партии и правительства о школьной географии.
Третий период в истории советской школьной географии начался с постановлений
партии и правительства о школе и о преподава нии географии 1931—1934 гг.
5 сентября 1931 г. ЦК ВКП(б) в своём постановлении ука зал, что «...коренной
недостаток школы в данный момент заклю чается в том, что обучение
в школе не даёт достаточного объёма общеобразовательных знаний и неудовлетворительно
решает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных
людей, хорошо владеющих основами науки (физика, химия, математика, родной
язык, география и др.)».
Поэтому в постановлении предлагалось: «...немедленно орга низовать научно-марксистскую
проработку программ, обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных
знаний (род ной язык, математика, физика, химия, география, история) с
расчётом, чтобы с 1 января 1932 г. началось преподавание по пере смотренным
программам». Это постановление ЦК ВКП(б) вы вело школу на путь предметной
системы и положило конец вред ным уклонам. С этих пор география причислялась
к основным t наукам, и преподавание её в школе вполне упрочивалось.
Однако школьная география не сразу взяла правильное направление. В программах,
изданных в исполнение постановления ЦК ВКП(б) от 1931 г., получилась большая
перегрузка стати- стико-экономическим материалом. Это была экономическая
гео графия, география «без природы и без пространства», как выразился
один автор. На таком материале ученики не приобретали знаний по физической
географии и знаний карты.
К положительным моментам программы по географии 1931 — 1932 гг. надо
отнести её краеведческое направление. В начальной школе обучение географии
начиналось с краеведения. В первом полугодии в V классе проходилась география
данной области. На основе.изучения своего района учащиеся приобретали
общие по нятия о горизонте, странах света, о плане и карте, о формах зем
ной поверхности, о водах на Земле, о погоде и климате, о расти тельном
и животном мире, о взаимозависимости природных факторов. В то же время
учащиеся приобретали уменье читать и самостоятельно чертить карту своего
района.
В
постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах
и режиме в начальной и средней школе» были отмечены недостатки новых программ
географии и указаны те исправления, которые необходимо было в них внести.
В нём говорилось следующее: «...программа должна обеспечить знание карты,
в особенности карты СССР, основных понятий физической географии, основных
элементов физической... экономической географии СССР как в целом, так
и каждой из республик, краёв и областей в отдельности; в учебные программы
по географии должны быть включены в надлежащем объёме и знания по географии капиталистических .стран». В этом же постановлении предлагалось
привести «...объём и характер учебного материала... в полное соответствие
с возрастными особенностями детей каждой из этих групп»; «Значительно
усилить элементы историзма», «...ввести важнейшие знания, касающиеся национальных
культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития,
а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность,
сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т. д.)».
В результате этих постановлений ЦК ВКП(б) программы географии были коренным
образом переработаны. Однако само преподавание географии ещё продолжало
страдать существенными недостатками.
16 мая 1934 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О
преподавании географии в начальной и средней школе СССР». В нём отмечались
как существенные недостатки преподавания географии «...отвлечённость и
сухость изложения, недостаточность физико-географического материала, слабая
ориентировка по карте, перегрузка преподавания и учебников географии
статистико-экономическим материалом и общими схемами, вследствие чего
учащиеся выходят из школы, не обладая зачастую элементарными географическими
познаниями».
Был предложен ряд мероприятий для устранения этих недостатков. Для
учителей начальной школы особенно важно запомнить следующее указание:
«В преподавании географии в начальной школе ( III и
IV классы) обеспечить закрепление в памяти учащихся основных географических
названий (стран, рек, морей, гор, городов и т. п.) и прочное знание географической
карты в пределах, установленных программой, добившись большой наглядности,
доступности, популярности и занимательности изложения».