Беседа как способ обучения географии.
Из всех форм живого
слова возрасту учеников начальной школы больше всего соот ветствует беседа,
т. е. диалогическая форма речи. Ребёнок бесе дует со своей няней, с родителями, с товарищами.
Беседа ему привычна. Для него она и в школе наиболее естественна.
В беседе учитель не только сам рассказывает, но и застав ляет ученика говорить,
мыслить, самостоятельно открывать истину.
Школьную беседу можно подразделить на два подвида. Пер вый случай, когда
учитель спрашивает, ученик отвечает. Это наи более употребительный вид школьной
беседы. Но употребляет ся ещё и другой вид беседы, когда не только учитель
спраши вает, а ученик отвечает, но и ученики спрашивают, а учитель отвечает.
Например, учитель, разъясняя какой-нибудь вопрос, пред лагает ученикам
спрашивать его, что им непонятно. Да и сами ученики часто поднимают руку
и задают вопрос учителю.
Каждый из этих подвидов беседы бывает уместен в одном случае и не подходящ
в другом. Например, при текущей проверке знаний учитель спраши вает учеников,
и, как правило, ученики не задают вопрос учителю. Наоборот, во время консультаций
больше всего ученики спрашивают учителя. Консуль тация и испытание это как
бы крайние пункты в словесном обучении. В дру гих случаях широко применяется
свободный обмен мнениями между учите лем и учениками.
Для успеха учебных занятий необходимо внушить ученикам доверие к себе и
смелость в отношениях к учителю. Авторитет учителя должен держаться не на
страхе, а на уважении и любви к нему учеников. Если ученики не смеют спрашивать
учителя о том, чего они не понимают, то это не предвещает успеха в за нятиях.
Беседы по цели разделяются на разъяснительные, контроль ные и заключительные.
Как указывают сами названия, разъяснительная беседа имеет своей целью изложение,
объяснение географического материала.
В контрольной беседе проверяется, правильно ли ученики вос приняли географический
объект на экскурсии или сообщённые им сведения в классе, какова степень
усвоения ими знаний и на выков.
В заключительной беседе обобщаются и систематизируются отдельные впечатления
и географические познания учащихся, выделяется существенное, главное в изучаемом
вопросе.
Беседа может применяться на разных стадиях урока.по географии: при опросе,
при объяснении нового материала, при за креплении и даже при домашнем задании.
Разъяснительная беседа чаще всего применяется на уроке при объяснении нового
материала. Беседа проводится со всем клас сом, хотя отвечают отдельные ученики.
Учитель вопросами ожив ляет в памяти учащихся имеющиеся у них географические
зна ния для того, чтобы облегчить понимание новых сведений. Во просами увязывается
новое со старым, знания приводятся в систему.
Метод беседы широко применяется в учебно-воспитательной работе. Беседа необходима
при проведении наблюдений учащи
мися на географической площадке, на пришкольном участке, на экскурсии,
при показе картин, при просмотре диапозитивов, при использовании карты.
Учащимся могут быть задаваемы разнооб разные вопросы в зависимости от наблюдаемого
объекта, формы и цели наблюдения и т. д.
Самым главным в проведении школьной беседы является со держание вопросов,
педагогически продуманных, формулировка и порядок задавания их. Из педагогики
учитель знает, как нужно задавать вопросы ученикам. В обучении географии
особенно надо обратить внимание на следующее:
Чтобы сделать вопрос понятным всему классу, нужно чётко
и правильно строить вопросительные предложения. Вопрос дол
жен требовать вполне определённого ответа. Например, учитель
желает узнать, какие деревья ученики видели на бульваре.
Нельзя об этом так спрашивать: «Что вы видели на бульваре?»
Надо так сформулировать вопрос: «Какие деревья видели вы на
бульваре?»
Надо избегать двойных вопросов, например, не следует так
спрашивать: «Какие равнинные реки вы знаете и чем они отли
чаются от горных рек?» Это разбивает внимание. Отвечая на
один вопрос, ученик должен держать в памяти другой. Однако
будет целесообразным, например, такой вопрос: «Кем из совет
ских людей и как был достигнут северный полюс?», так как они
кратки и ими достигается экономия времени.
Следует в вопросах избегать лишних слов и вставных пред
ложений. Например: «а теперь посмотрим, кто мне ответит»,
«значит», и т. п. Эти вставки засоряют речь, требуют лишнего
времени.
Избегать подсказывающих вопросов, например, «расши
ряется ли горизонт при поднятии наблюдателя?» Лучше спросить
так: «как изменяется горизонт при поднятии наблюдателя?»
В некоторых случаях допустимы наводящие вопросы.
Нужно избегать таких вопросов, которые требуют очень
сложных и очень длинных ответов. Следует учебный материал
разбивать на ряд вопросов. Но не следует злоупотреблять такими
вопросами, которые требуют от учеников только работы памяти
и односложных ответов: «да», «нет».
Нужно задавать такие вопросы, которые побуждали бы уче ников к обдумыванию,
к рассуждению.
При оценке метода беседы следует отметить, что его достоин ством является
то, что он даёт возможность активизировать педа гогический процесс, поднять
самодеятельность учеников. К недо статкам его следует отнести то, что он требует
сравнительно боль шого времени на проработку вопроса. Затем тема, при изучении
её методом беседы, распадается на отрывки, и у детей может не получиться цельного
впечатления. Этот недостаток может быть уменьшен суммированием беседы.
Читать дальше