Вопрос масштаба личности и интереса к ней...
Александр, Вы много лет работаете в театре. У Вас уже накопился
колоссальный опыт сценической деятельности. А нужен ли этот Ваш
опыт в работе на телевидении?
Опыт никуда не девается. Опыт . это не какая-то непонятная субстанция,
это - твоя профессия. Если ты работаешь в театре, работаешь много,
не первый год, с хорошими режиссерами, ты все время учишься. Учишься
у хороших партнеров, режиссеров. И с годами у тебя набирается багаж
знаний. И его уже никуда не денешь.
А можно сказать, что телевидение примитивнее, чем театр?
Да.
Так зачем же опыт?
Но и на телевидении важно, чем ты занимаешься и как это делаешь.
Кстати, к опыту. Я уверен, что все мы, артисты, в принципе, со
временем достигаем одного и того же уровня мастерства, профессионализма.
Через 15 лет работы в театре, даже если человек учился, к сожалению,
у плохого мастера, или вообще не учился или у хорошего мастера,
- неважно, - но все достигают определенного уровня. Это . навыки
актера, что называется, его профессиональное оснащение. А вот дальше
уже встает вопрос, который не решается образованием и количеством
профессиональных навыков, - вопрос масштаба личности и интереса
к ней. И вот именно тогда за одними артистами становится интереснее
наблюдать, потому что проявляется их личность, - проявляется во
всех их ролях. Это никто не может судить: ты . хорошая личность
и получи роль, а ты . плохая и вон из театра, но момент зрительского
интереса основан именно на этом: зритель как-то угадывает это,
идет что-то через сцену, через телеэкран. Либо за человеком интересно
наблюдать, что бы он ни делал, либо не очень.
И это вне зависимости от того, о чем человек рассказывает: о сосисках
или шедеврах культуры?..
Неважно. Иногда бывает, что о сосисках так рассказывают, - смешно,
здорово, приятно. Конечно, важно к какому режиссеру попадает такая
масштабная личность. Но вот если все сходится, то получаются замечательные
вещи. А как? Этому не научиться. Я не знаю, как.
Переходя лично к Вам, значит, можно сказать, что Вы . человек
недюжинного масштаба, человек, имеющий харизму, - иначе бы не могли
Вы столько лет быть на телеэкране?
Нет. Я убежден, и пока меня ничего в этом не разубедило, что в
основном работают все друзья-товарищи. Во всяком случае, начинают
работать, собираются на проект друзья.
Какой бы ты талантливый ни был, если у тебя нет друзей в кино или
телевизионном бизнесе, ты туда не попадешь. Или попадешь через
40 лет.
Тусовка, грубо говоря.
Не знаю. Я не очень понимаю это слово. Круг твоих друзей, я бы
так сказал. Но я ни коем случае не агитирую за расхожий штамп,
что надо сидеть в кафе на Ленфильме и пить со всеми водку и тогда
возьмут в кино. Не тогда. Это неправильно. Дело в другом.
Могу сказать на своем примере. Первая моя программа ?Навигатор?
выпускалась студией ?Позитив?. Руководители ?Позитива? - Евгений
и Марина Харкевичи учились в Театральном институте на курсе годом
старше меня. Мы вместе ездили в стройотряд и там подружились. А
потом долго не виделись, и случайно встретились только лет через
5 или 7. ?Как дела?? - ?А у тебя как? Заходи к нам кофейку попить!?
- ?Зайду!? И не зашел. Прошел еще год. Опять встретились. ?Ну что
ж ты не зашел? Давай сейчас зайдем!? Зашли. ?А мы вот как раз сейчас
новую программу готовим. А раз ты зашел, давай отснимемся и посмотрим.
Отснялся минут пять, Женя посмотрел, и ему понравилось. ?Делай
программу!? Все случайно. Программа ?Навигатор? просуществовала
год, а потом она закрылась, но такую рубрику, как ?Навигатор? в
мире компьютерных игр, телевидение решило оставить в большой программе
о компьютерах. А руководитель этой программы . Михаил Баркан, мой
одноклассник. Мы с ним тоже не виделись лет 15. Потом он меня снял
в своем фильме ?Первое мая?.
Сейчас ?Позитив? делает фильм ?Игра он-лайн?. Я участвую в этой
работе. Вот так в этом коллективе я сейчас и существую, - я имею
в виду телевизионную часть моей жизни. А вот так, чтобы это были
посторонние люди, которые сказали бы: ?Мы вас видели в театре или
в кино, и вы нам так понравились. Давайте работать вместе?, - не
будет этого никогда. Более того, если предлагать свою идею, свой
сценарий каким-нибудь продюсерским компаниям, то, скорее всего,
тебе откажут, потому что везде много своих людей, которым надо
дать работу. Вот так: к сожалению или к счастью, я не знаю. Я оценок
не даю.
Настоящий российский путь. Ведь это . только наша действительность.
Она не хорошая и не плохая. Просто какая есть, просто данность.
Да. Но я до сих пор не могу пойти попросить своих друзей, чтобы
куда-то попасть, клянчить ?а можно я.?. Хотя вот современная молодежь
живет совершенно по-другому. У них уже ?западный? подход к вопросу.
Опять же я не говорю, что хорошо, а что . плохо. Но они не стесняются
предложить себя, ходят везде, предлагают. Стучатся во все двери.
И, может быть, когда-нибудь достучатся.
Но все-таки русский путь лучше, ведь все знают, кто на что способен.
Собирается компания единомышленников. Людей что-то связывает, какая-то
общность.
Я думаю, что должно быть и то и то. Когда мы начинаем снимать
фильм, всегда встает вопрос подбора актеров. Конечно, в первую
очередь, я думаю о своих друзьях, но нельзя ограничиваться: только
друзья и никого со стороны, какой бы талантливый человек ни был.
Нельзя зацикливаться. Но друзей своих я все равно буду снимать,
потому что я в них очень верю, знаю, что они профессионалы.
А каков был ваш путь в Молодежный театр. Ведь выпускники курсов
Кацмана традиционно шли в Малый драматический?
Это старшие курсы выпускников. Наш курс нет, он рассеялся по разным
театрам. Что касается меня, то я ни за что: ни за какие роли .
не пошел бы в Мал драм. Но это мое личное мнение. Я думаю, что
его разделяют многие мои однокурсники. А у старшего поколения другая
позиция, другая психология. Каждый выбирает, что ему нравится.
До Молодежного было несколько театров, но непосредственно до момента
прихода В Молодежный театр я работал в ТЮЗе. Художественным руководителем
ТЮЗа работал тогда Андрей Дмитриевич Андреев, - в свое время он
был у нас вторым педагогом поэтому и взял нас: меня, Ваню Латышева,
Марину Солопченко, Диму Бульбу, Алексея Девотченко, Алексея Федькина,
Марию Лаврову, Вадима Зайцева. Вот мы там все вместе были. А потом
пришло такое время, когда все стали как-то расходиться, искать
какие-то другие варианты. Может быть, ТЮЗ изменился, может быть,
мы выросли немножко, и захотелось что-то поменять. Почти все разошлись
в разные театры. Но до этого мы с Григорием Козловым, который сейчас
художественный руководитель ТЮЗа сделали спектакль ?Преступление
и наказание?, который пользовался определенным успехом. И однажды
на этот спектакль пришел Семен Яковлевич Спивак, художественный
руководитель Молодежного театра. А я очень хотел в Молодежный.
И он пригласил меня, но, правда, через год.
Значит, институтские корни не были определяющими?
Наверное, все-таки определяющие. Потому что Семен Яковлевич .
из школы Товстоногова, он очень уважал Кацмана. И ему, наверное,
было интересно взять человека, который учился у этого мастера.
Но ведь методы работы у Спивака более гуманные, чем те, к которым
привыкли в Малдраме . никто не заставляет выворачиваться наизнанку,
не играть, а нести свою боль, до которой довел артиста режиссер,
на сцену. И все равно там все себя считают ?братьями-сестрами?.
А театр семьей? Можно ли сказать, что Семен Яковлевич для вас .
второй папа?
Папа у меня один. Второй папа, профессиональный, это Аркадий Иосифович
Кацман. А Семен Яковлевич для меня - уважаемый старший брат, если
проводить аналогии с семьей. Хотя я это очень не люблю. Мне это
чуждо, вся эта семейственность. Семена Яковлевича я люблю и уважаю
как талантливейшего режиссера. И это самое главное. А вот семейственность
в театре приводит как раз к плохому, - к страшным конфликтам. Потому
что когда людей, не родных на самом деле, постоянно заставляют
любить друг друга, быть близкими, им говорят: вы должны быть братьями
и сестрами, - это приводит к обратному результату.
То есть в Молодежном театре . все вы коллектив единомышленников,
но самостоятельных людей, которые собираются на каждый спектакль.
А по какому принципу, как Вы считаете, происходит подбор на тот
или иной спектакль?
Конечно, в первую очередь, люди . единомышленники с точки зрения
понимания актерской профессии. Актерский ансамбль . это люди, которые
понимают друг друга с полуслова не в личном плане, а профессионально.
Каждый режиссер хочет собрать для своего спектакля такую команду.
Я не знаю, как это делает Семен Яковлевич, наверное, у него есть
на эту тему еще какие-то соображения. Мы с ним вместе работали
на двух спектаклях. Мне было очень интересно в репетиционный период.
И спектакли, на мой взгляд, получились очень хорошие. А как он
подбирает людей, это его тайна.
А в театре ?Фарсы? Вы в каких проектах работали?
Я работал с театром ?Фарсы? в спектакле ?Гамлет?.
Значит, не пришлось вам окунуться в стихию их пластических спектаклей?
Мне не очень нравятся такие спектакли. В них есть какое-то студенчество.
Тогда, в тот период, это было замечательно и хорошо. Но сейчас
мне это не интересно. Может быть, лет через пять опять захочется
участвовать в таких постановках. А в ?Гамлет? меня пригласил Виктор
Крамер, тоже замечательный режиссер, ученик Товстоногова. На самом
деле, в этом спектакле тоже собралась компания единомышленников,
потому что там ребята со следующего курса Кацмана или с параллельных.
И мы друг друга хорошо знаем и профессионально уважаем. Сложностей
не было, потому что это не какой-нибудь театр с другой психологией,
другой формой.
Тема театра неисчерпаема, но давайте поговорим и о телевидении.
Есть такая традиция: люди увидят человека на телеэкране, интересуются,
где он играет, и приходят в театр. таким образом телевизионные
поклонники попадают в театральную среду, где, может быть, не будь
популярного телевизионщика, никогда и не оказались. К вам ходят
такие люди?
Я не думаю, что такие люди приходят в театр. Чаще случается обратное:
приходят в театр, видят актера и узнают в нем того, кого знают
по телевидению.
А ведь вот на героев сериалов в театр ходят, а на популярных телеведущих
нет? Странно.
На них ходят. Вы не сравнивайте их уровень популярности и мой:
они известны на всю страну, и куда бы они не приехали, - желанные
гости.
Но если говорить о нашем городе, где и смотрят ваш ?Pro компьютер?,
ведь Вы привлекаете внимание достаточно образованной публики: чтобы
сыграть в любую из компьютерных игр, по которые Вы рассказываете,
надо по крайней мере, знать, как включается компьютер. А письма
Вам эти люди пишут?
Нет. У нас как-то не отлажена обратная связь. Не могу сказать
почему. Наверное, таковы условия нашей игры.
На экране в этой программе . Вы многоликий, исполняющий роль героя
то одной, то другой игрушки. А самому Вам какие игры нравятся?
Я на эту тему не очень люблю говорить. Это работа. Просто работа
на телевидении. И это . роли, которые я, актер, играю. Их много,
они разные, в разных обстоятельствах - почему бы не сыграть?. Мне
нравится форма, в которой представляется информация: ведь можно
просто сидеть и рассказывать о компьютерных играх. Кстати, такие
программы были, но они как-то ушли с экранов, а вот эта держится
не один год, и моя рубрика в ней держится. Мне интересна форма,
как артисту, а не как геймеру. Я с этой точки зрения подхожу к
работе, а не с позиций того, какую игру мне бы хотелось разрекламировать.
То есть весь материал, который вам предложат, Вы сыграете? Вы
можете утверждать, что сыграете все? Сейчас это модно.
Я постараюсь. Это очень сложный вопрос. Вообще артист должен верить
в себя, а получилось или нет, . это другой вопрос. А отказываться:
это я не могу, а это я не хочу . неправильно.
Значит не должно быть табуированных героев, - тех, кого Вы ни
за что никогда не станете играть?
Наверное, да. Конечно, у каждого есть свои ограничения. Я слышал,
что один артист старшего поколения, уважаемый человек, говорил,
что никогда не станет играть Гитлера. И это можно понять. Это дело
личное, но это вопрос не актерские. С актерской, профессиональной,
точки зрения надо стремиться сыграть все, что предлагают. Теоретически
можно долго рассуждать, но практически я с проблемой какого-то
сложного выбора в этом смысле не сталкивался.
Единственное, с чем я в этом смысле сталкивался, - это актерский
кастинг, когда режиссер отбирает себе актеров на проект. В большинстве
случае, - бывают приятные исключения, слава Богу, но в большинстве
своем особенно раньше это была такая унизительная процедура. Сложилась
такая традиция у режиссеров, - сейчас она, кажется, заканчивается,
что ходить в театр и смотреть на актера не нужно. А надо устроить
такой экзамен. Или вытянуть на откровенный разговор, чтобы он заплакал
. не над ролью, а на свои личные темы. Это антипрофессионально.
Также и на вступительных экзаменах в театральный вуз, - нельзя
заставлять делать то, к чему человек не готов. Импровизация . это
железно подготовленная вещь. А когда неожиданно заставляют что-то
сделать, - это ужасно. Вот с этим я сталкивался. И просто отказывался
это делать, говорил:
?Приходите ко мне на спектакль или посмотрите фильм?. И даже если
в страшные девяностые, когда не было у артистов никакой работы,
и приезжали иностранные режиссеры, которым, в принципе, конечно
даже, некогда ходить по театрам, и заставляли что- то спонтанно
сделать, я отказывался. А ведь можно было заработать хорошие деньги.
А как Вам такое применение своего популярного имени: ?свадебный
генерал? на всяких торжественных мероприятиях. Сейчас актеры этим
пользуются.
Я не был на таких мероприятиях. Не звали. А если пригласят, то
откажусь, наверное. Вести какой-то концерт . это совершенно другое
дело. Это я делаю, меня приглашают работать в таком качестве. Это
тяжелый труд. Это отдельная профессия, сложная. Сейчас мне это
не очень интересно.
Сейчас всю вашу жизнь захватило кино. Вы -
режиссер фильма Игра он-лайн?. Почему вам захотелось взвалить
на себя груз ответственности за других?
Да, кино . это очень интересно, а ответственность за всех . самое
ужасное в режиссерской профессии. Я завидую многим другим режиссерам,
- их железной воле, умению не только контролировать ситуацию, но
и заниматься творчеством. Мне очень трудно. Сейчас ведь еще такие
условия непростые, время это деньги, минимально его надо тратить
на подготовку, минимально . на репетиции.
Но на самом деле стать на время режиссером . полезно для артиста.
Полезно смешивать. Когда актер играет что-то, ему всегда хочется
сделать ее по-своему, а не как сказал режиссер, и он только и мечтает
самому сделать роль. Потом надоело за всех отвечать, пошел обратно
в артисты. Я думаю, что только одной режиссурой я бы заниматься
не смог. Совсем уйти из актерской профессии в режиссерскую, - я
бы не выдержал. Мне бы очень сильно хотелось опять вернуться к
?безответственности артиста.
А то, что Вы снимаете такую мистическую историю, - не очень распространены
они в нашем кино, все как-то больше про ментов да террористов снимают,
- а вот на Западе таких мистических, сказочных историй много. ?Игра
он-лайн? . это своеобразный ответ Америке и иже с нею?
Нет, это никакой не ответ. Вот прошлым летом я снимал в сериале
?Госпожа победа? две серии о боксе и в них играл, - и это был никакой
не ответ ?Рокки?. Это просто мой взгляд на предложенную тему. Так
и здесь: предложена тема и мы пытаемся сделать на нее то, что нам
небезынтересно. А что на эту тему делается в мире, - это нам неважно:
у них свои условия, свои бюджеты, свои технологии. Гнаться за этим
бессмысленно. Надо ориентироваться на себя, - даже не на зрителя,
а тем более на то, чтобы ?догнать и перегнать?. Я не скажу, что
об этой теме я мечтал всю жизнь, - чтобы снять фильм про НЛО, магию.
Но мне это интересно. А вот если бы мне предложили снять серию
?Ментов?, я бы крепко подумал и, скорее всего, отказался бы. Во
всяком случае, это мне совсем неинтересно. Правда, если бы мне
сделали выгодное коммерческое предложение, то взялся бы и за это.
Потому что не надо стесняться того, что заработок для творческого
человека . немаловажный факт.
Есть ли среди актеров, занятых в фильме ?Игра он-лайн?, такие,
с которыми вы встретились в рабочей обстановке в первый раз? Или
все попали согласно ?русскому пути?, о котором мы говорили?
В первый раз я встретились с Евгением Петровичем Меркурьевым,
который сыграл Маньяка. Но продюсер дал такие рекомендации, что
я уже заранее относился к этому актеру с уважением. А когда мы
встретились, вопросов уже не было: я увидел, что это прекрасный
человек, профессионал высокого уровня.
С Сережей Мурзиным в работе я столкнулся первый раз. Но я его знал,
видел его фильмы, спектакли. Так что таких артистов, которых бы
я не знал, на площадке еще не было. А если появятся, то, думаю,
что у нас все получится.
У меня еще не возникало никаких проблем с актерами. Может быть,
потому, что у нас одна профессия. Мне кажется, что нам легко и
спокойно работать.
Кстати, главную роль у нас играет Семен Яковлевич Спивак. И это
- его дебют в кино. Да и театре он играл только в студенческие
годы. Я вижу, что когда он показывает нам, как надо сыграть то
или иное, он гениально работает. Вот и родилась такая мысль, -
пригласить его в кино, как актера. Причем все, что он делает, делается
какими-то неактерскими приемами. Как актер может сыграть лучше
или хуже, - я знаю, а вот Семен Яковлевич иногда такие неожиданные
вещи выдает, что группа аплодирует. Он играет все точно по мысли,
но неординарно. И работает вдохновенно. Я с удовольствием смотрю
и учусь у него. Конечно, ему надо набираться опыта в кино, ему
надо сниматься и снимать кино самому.
Я думаю, что этот фильм станет Вашей визитной карточкой, - все-таки
восемь серий! Это будет визитка Александра Строева . режиссера.
А какой фильм Вы считаете своей актерской визитной карточкой?
Актерской визитной карточкой я считаю две серии о боксе в сериале
?Госпожа победа?. Вообще своих ролей, своих фильмов мне стесняться
нечего. И ?Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь?
Ильи Макарова, и ?Первое мая? Михаила Баркана, и ?Агентство ?Золотая
пуля? Евгения Иванова, - мне во всех этих фильмах сниматься было
интересно.
Но все-таки гордитесь Вы ?Госпожой победой??
Я не горжусь. Это очень опасная вещь, я стараюсь не гордиться.
Нельзя говорить, что ты сделал гениальное кино. Нельзя даже допускать
такой мысли. Это могут сказать зрители, критики. А ты сделал, -
и все. Мог лучше? Мог. Мог кто-то другой сыграть талантливее? Мог.
Но так все сложилось, что играл я. А судить не мне.
Ольга Краснова
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ О СТРОЕВЕ