Что такое режим дня, в чем его важность и значение? Режим дня школьника — это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
В основу правильно организованного режима дня
школьника должно быть положено строгое, совершаемое в определенной последовательности чередование различных видов деятельности и отдыха, т. е. различных элементов режима. При таком установленном ритме жизни в центральной нервной системе создаются сложные условно-рефлекторные связи, которые облегчают переход от одного вида деятельности к другому и обеспечивают более экономное расходование энергии организма при выполнении той или иной работы.
Строгое соблюдение режима дня повышает работоспособность школьника, предохраняет организм от переутомления, укрепляет здоровье и обеспечивает повышение успеваемости учащихся. Создается возможность за сутки успеть многое сделать при сохранении высокой работоспособности и хорошего здоровья.
При построении режима дня школьника следует учитывать состояние его здоровья. Для учащихся с ослабленным здоровьем — с туберкулезной интоксикацией, ревматизмом, зараженных глистами и для школьников, недавно перенесших ангину, грипп, корь, скарлатину, дифтерию, должен быть установлен так называемый облегченный режим, так как у них выносливость организма к нагрузке снижена. В этих случаях для правильной организации режима дня необходимо обратиться за советом к школьному или участковому врачу, который знает особенности здоровья ребенка.
Рационально организованный режим дня предусматривает наличие основных режимных моментов, правильное чередование труда и отдыха и определенную продолжительность каждого элемента режима.
Режим дня здоровых школьников строится с учетом возраста, особенностей деятельности нервной системы, как системы, ведущей и регулирующей основные жизненные процессы. Чем младше школьник, тем менее совершенна его нервная система, тем меньше ее выносливость к нагрузке, тем быстрее наступает утомление. Поэтому в режиме дня младших школьников большее место должно быть отведено для отдыха нервной системы и уменьшена дневная нагрузка.
Особое внимание нужно обратить на организацию жизни первоклассников. Как показали специально проведенные наблюдения и исследования врачей и педагогов, центральная нервная система 7-летних детей обладает рядом функциональных особенностей — неустойчивостью внимания, повышенной возбудимостью и быстрой утомляемостью. Кроме того, этот возраст является переходным от детского сада с его режимом к школе, где предъявляются большие требования к организму в отношении нагрузки.
В связи с этим в первых классах уменьшена учебная нагрузка, учебный день ограничен четырьмя уроками; новым положением о восьмилетней школе предусматривается сокращение продолжительности уроков до 35 минут, введение внутри урока переключения с одного вида деятельности на другой: с чтения на письмо, с письма на рассматривание, введение в урок микропауз в виде физкультминуток. В преподавании широко используется наглядный метод обучения, так как для детей младшею возраста характерно преобладание образного, конкретного восприятия.
В семье также необходимо строить домашний режим с учетом особенностей детей 7-летнего возраста. Нельзя заставлять ребенка долго заниматься одним и тем же видом деятельности, например, длительно писать, читать, лепить или рисовать. Занятия должны продолжаться не более 15—20 минут, после чего следует переключить внимание ребенка на что-либо другое, сделать несколько наиболее простых физических упражнений или провести небольшую игру.
Легкая истощаемость центральной нервной системы детей 7-летнето возраста требует и более продолжительного пассивного отдыха в виде сна. Сон для 7-летних школьников должен быть не менее 12 часов в сутки, при этом 1 час лучше отводить на послеобеденный сон.
Основным видом деятельности школьников является учебная работа в школе и дома. В школе определенная продолжительность занятий устанавливается соответственно возрастным особенностям. На основании специально проведенных исследований предложена следующая продолжительность приготовления домашних заданий: для школьников 1-го класса — 45 минут —1 час, 2-го класса —1 — 1,5 часа, 3—4-го класса —1,5 — 2 часа, 6—7-го класса — 2—2,5 часа и 8-го класса — 3 часа. При такой длительности приготовления домашних заданий работа выполняется успешно и без заметных признаков утомления. Если приготовление домашних заданий затягивается, то школьники продолжают работать при сниженной работоспособности, затрачивают больше сил, однако качество выполнения задания страдает, в письменных работах делается много ошибок, учебный материал усваивается хуже.
Частой причиной увеличения продолжительности приготовления домашних заданий является тот факт, что школьники начинают выполнять ах тотчас по приходе домой. Таким образам, не отдохнувший после учебных занятий организм получает дополнительную нагрузку, адресованную в те же отделы центральной нервной системы. Естественно, что в этих случаях усвоить новый учебный материал, запомнить прочитанное труднее и на приготовление заданий затрачивается больше времени.
Чтобы хорошо выполнить домашние задания, дети должны отдохнуть после школы. Наиболее целесообразно сделать перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома продолжительностью не менее 2,5 часов, при этом большую часть перерыва школьники должны гулять или играть на открытом воздухе в игры, дающие умеренную физическую нагрузку.
После перерыва, приема пищи и отдыха учащиеся первой смены могут выполнять домашние задания. Учащимся второй смены для приготовления уроков нужно отвести утренние часы (см. схему режима дня).
Во время выполнения домашних заданий необходимо устраивать перерывы для учащихся среднего и старшего возраста через каждые 45 минут, а для младшего — через 30—35 минут. За время 5—10-минутного перерыва нужно проветрить комнату, встать, сделать несколько простых дыхательных гимнастических упражнений (см. статью Т. Р. Никитина «О развитии правильной осанки и профилактике искривлений позвоночника у детей»). Такие перерывы дают возможность сохранить работоспособность на достаточном уровне в течение всего времени приготовления уроков.
Для приготовления домашних заданий каждый школьник нуждается в определенном постоянном и удобном месте за общим или специальным столом. Определенные часы и постоянная обстановка стимулируют внимание, и учебный материал усваивается успешнее.
Рабочее место должно быть удобным, а это возможно только в тех случаях, когда размеры стола и стула соответствуют росту учащегося. Только при соблюдении этого важного условия можно добиться правильной позы школьника при выполнении домашней работы. Если имеется специальный стол и стул для занятий, то в зависимости от роста учащегося следует менять высоту стола и стула. Соответствующая росту детей высота стола и стула указана в статье Т. Р. Никитина «О развитии правильной осанки и профилактике искривлений позвоночника у детей». При этом нельзя забывать, что рабочее место должно быть хорошо и правильно освещено (ом. статью А. В. Хватовой «Берегите зрение школьника»).
Если отдельного стола и стула школьнику обеспечить не удается, то при организации домашней учебной работы за общим столом младшим школьникам можно положить на стул одну — две хорошо выстроганные доски, а под ноги подставить скамеечку для опоры. Родителям необходимо наблюдать за позой детей во время занятий, помочь им выработать привычку сидеть правильно.
Правильная посадка и соответствующие условия обеспечивают хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствуют выработке правильной осанки.
Как уже указывалось, свежий воздух способствует повышению умственной работоспособности. Поэтому до начала занятий и во время перерывов следует хорошо проветривать помещение, а в теплое время года заниматься при открытой форточке или при открытом окне.
Обучение является основным видом деятельности школьника, однако не следует забывать, что исключительно умственная работа не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Учитывая это, в настоящее время изменена система обучения; в учебном плане восьмилетней и одиннадцатилетней школы видное место заняло трудовое обучение, так как школьники должны готовиться к дальнейшему участию в общественно полезной деятельности.
Семья помогает школе в трудовом воспитании детей, в воспитании у них коммунистического отношения к труду, любви и интереса к нему, глубокого уважения к людям труда, сознания необходимости трудиться. Дома полезно привлекать детей к посильному физическому труду, приучать убирать свою постель, аккуратно складывать одежду, чистить свою обувь. Школьник должен следить за порядком на своем рабочем месте, где он готовит домашние задания, содержать в порядке книги, тетради, игрушки.
Помимо работ по самообслуживанию, школьников следует привлекать к некоторым работам по обслуживанию семьи. Младшим школьникам 7—9 лет могут поручаться проветривание, подметание комнат, поливка цветов, сервировка обеденного стола. Школьники 10—13 лет должны уметь произвести мелкий ремонт своей одежды, мыть посуду и т. п. С 14-летнего возраста подростки могут выполнять полную уборку помещения, садово-огородные работы, работу по уходу за домашними животными и др. Школьникам старшего возраста доверяют уход за младшими братьями и сестрами.
Все это способствует воспитанию ценнейших качеств человека — трудолюбия, добросовестного отношения к труду, умения ценить и ува-уважать чужой труд, правильно распределять свое время, дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели.
Не лишайте своих детей радости труда! Это не мелочи, если вы сами убираете постель или чистите ботинки своего сына-школьника. Незаметно он превратится в эгоиста, стремящегося жить чужим трудом.
Посильная физическая работа, соответствующая возрасту, укрепляет здоровье детей, совершенствует сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшает мышечную и нервную деятельность организма (см. статью А. С. Коган «Трудовое воспитание и политехническое обучение школьников»).
Одним из существенных элементов режима дня учащегося является отдых. Напряженная умственная работа, каковой являются учебные занятия в школе и дома, приводит к утомлению, истощению нервных клеток головного мозга и всего организма в целом. Чтобы предупредить утомление организма, важно уметь организовать своевременный отдых. Великий русский физиолог И. М. Сеченов доказал, что лучшим видом отдыха является не потный покой, а смена одного вида деятельности на другой, так называемый активный отдых. Переход с умственной работы на другой вид деятельности, например, физическую работу, приводит к возникновению возбуждения в ранее не работавших клетках, а в работавших возникает процесс торможения — клетки отдыхают.
Наилучшим активным отдыхом для школьников, у которых основным видом деятельности является умственная сидячая работа, считается подвижная деятельность, особенно полезная в условиях пребывания детей на свежем воздухе. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекции.
Школьники могут заниматься в одной из спортивных секций при школах, домах пионеров или в юношеских спортивных школах. Родители должны всячески поддерживать желание учащихся заниматься спортом, так как это способствует укреплению здоровья и вместе с тем положительно сказывается на воспитании таких черт характера, как коллективизм, взаимопомощь, упорство в достижении цели (см. статью Е. В. Лагутиной «Игры, спорт и туризм в школьном возрасте»).
Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять не менее 3—З,5 часов для младших школьников и не менее 2—2,5 часов для старших школьников. В режиме дня учащихся первой смены для этого выделяется время после обеда до начала приготовления Домашних уроков, а учащихся второй смены — после приготовления домашних уроков до ухода в школу.
Читать дальше...