Динамический стереотип

На главную
Конверторы
VTM: bloodlines
Прохождения
Ремонт
Видеозахват
Искусство
Help
hammer
Спорт, диеты

Динамический стереотип — это строгая система привычек, уклада жизни. Отсутствие последнего очень затрудняет жизнь ребенка и взрослого.
Одним из условий создания динамического стереотипа является свойство нервной системы вырабатывать условные рефлексы на время и обстановку. К моменту постоянно выполняемого в одно и то же время и в одной и той же обстановке действия возникает возбуждение определенных нервных центров, требуемое для выполнения поставленной задачи, осуществление которой этим самым облегчается.
Поясним это на примере питания детей. Как уже указывалось, правильное переваривание и усвоение пищи зависят от своевременного выделения пищеварительных соков и соответствующего снабжения кровью пищеварительного аппарата. Для этого необходимо возбуждение пищевого центра в головном мозгу.
Если ребенок получает пищу всегда в строго определенное время и в определенной обстановке, в нервной системе вырабатывается прочная нервная связь между участком высшего отдела центральной нервной системы — коры головного мозга, воспринимающим время и обстановку, л пищевым центром. Выработанная нервная связь, илн, как говорят физиологи, «условный рефлекс на время и обстановку», способствует бурному выделению пищеварительных соков в привычное для еды время, обусловливая хороший аппетит.
Всасывание переваренной пищи обеспечивается усиленным кровоснабжением пищеварительного аппарата в нужное для этого время.
Подобно тому как правильный ритм еды вызывает аппетит н способствует усвоению пищи, правильный ритм трудовых процессов способствует успешному выполнению поставленных перед школьником учебных задач.
Занятия в школе в одно и то же время, так же как и строгий домашний режим, вызывают привычное (рефлекс на время) возбуждение соответствующих нервных центров и усиленное кровоснабжение головного мозга, что в свою очередь обеспечивает плодотворную работу головного мозга, успешное усвоение уроков.
Учение и выполнение домашних заданий, сопровождающиеся усиленным раздражительным процессом в центральной нервной системе, вызывают утомление нервных клеток. Вот почему чрезвычайно важно умело чередовать различные виды умственной работы, так же как любую умственную работу, с физическими упражнениями, ручным трудом. Такое переключение способствует уменьшению раздражительного процесса и частичному торможению определенных участков мозга, помогает в борьбе с утомлением и создает наиболее благоприятные условия для развития нервной системы, функционально созревающей в школьные годы.

Наибольшие возможности для полного восстановления функции утомленных в течение дня нервных клеток дает сон. По мере утомления клеток центральной нервной системы, в связи с интенсивным их возбуждением в течение дня, процесс торможения начинает постепенно преобладать над раздражительным, захватывая все большие участки коры головного мозга и других отделов центральной нервной системы, — человек засыпает.
При строгом соблюдении привычных часов отхода ко сну последний наступает и без того крайнего утомления нервных клеток, когда ослабляется раздражительный процесс, заменяясь тормозным. Нет сомнения, что при наступлении сна не в результате крайнего утомления, а вследствие привычки засыпать в определенное время — создаются особо благоприятные, щадящие условия для деятельности нервных клеток, значительно повышающие их работоспособность.
Мы познакомили вас с наиболее важными возрастными особенностями организма школьников, коротко рассказали о том, как изменяются у них с возрастом мышление, поведение, физические возможности.
Правильное нравственное и физическое воспитание детей невозможно без знания п учета возрастных особенностей их организма.
В других статьях этого сборника приведены конкретные сведения о режиме, питании, закаливании, трудовом воспитании младших и старших школьников.

 

Дизайн - Antonio Racter

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Хостинг от uCoz