В основе
вся кого наблюдения лежит непосредственное восприятие явлений реального
мира. Но не всякое непосредственное восприятие есть наблюдение. Видеть,
глядеть, вообще ощущать — это ещё не зна чит наблюдать. Чтобы процесс восприятия
стал наблюдением, для этого к нему надо прибавить волевую направленность,
произ вольное внимание, целевую установку.
Географическое наблюдение есть плано мерное, сознательное, целеустремлённое
вос приятие предметов и процессов, происходя щих в географической среде.
Способность к ощущению приходит к человеку вместе с раз витием рецепторных
органов. А способность человека к научному наблюдению есть результат выучки,
культуры. Все, наделённые зрением, глядят, а наблюдать умеют не все.
В целях подготовки как для обучения в высшем учебном заве дении, так и
для жизненной деятельности школа должна плано мерно и методически развивать
у учащихся способность к наблю дениям. Наблюдение даёт толчок к самостоятельному
мышлению, к осознанию окружающего мира.
Учитель,— говорил Ушинский,— должен «учить дитя наблюдать верно и обогащать
его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся
элементами его мыслительного процесса». Необходимо ме тодически воспитывать
у детей умение видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в
которые он поставлен. Ушинский в основу всего образования и даже в основу
развития речи клал наблюдение. «Основание разумной, чисто человеческой речи,—
писал Ушинский,— заключается в вер ном логическом мышлении, а верное логическое
мышление... возникает не из чего иного, как из верных и точных наблюдений».
По Ушинскому, и сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи
предметов и явлений природы, которая познаётся в результате наблюдений.
Учитель должен организовывать и руководить наблюдениями учеников. Предоставленное
самому себе дитя, конечно, не сделает никаких наблюдений, особенно над сложными
явлениями. Руководство наставника при этом, без сомнения, необходимо 2 .
Географическое наблюдение имеет две цели: 1) развитие в учениках наблюдательности
и 2) непосредственное познание явле ний географической среды, образование
географических пред ставлений и понятий.
Задачей всякого наблюдения является собирание фактических
знаний, позволяющих их сравнивать, обобщать и делать из них выводы о сущности
наблюдаемых явлений.