Значение моделирования.
К этому виду вспомогательных приёмов
обучения географии относится создание учителем и учениками моделей, рельефных
изображений географических объектов. Дидактическая ценность моделирования
заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей, в наглядности изображения географических
объектов.
Наиболее доступным для начальной школы материалом для моделирования является
песок и глина. Например, из песка дети легко могут создавать модели равнины,
холмов, гор, русла реки и долины, озёра, леса и т. д. Как дополнительный
материал обыкновенно используются цветные бумажные полоски, стёкла, древесные
веточки, палочки, цветные камушки и т. д.
Моделирование можно использовать как на уроках географии, так и во внеклассных
занятиях. Оно может принести большую пользу при объяснении географических
объектов, но особенно для закрепления географических знаний.
Для классной работы с песком строят ящик около 1 м в длину, 80 см в
ширину и 15 см в глубину. Для внеклассных занятий, если позволяет
место, следует соорудить ящик с песком большого размера, чтобы на нём могла
одновременно заниматься группа учащихся и он мог бы вместить изображение
более сложных географических комплексов. Ящик наполняют сырым песком. Ещё
более простора для всякого моделирования представляет географическая площадка.
Восприятия моделей в процессе их создания прочно запечатлеваются. Поэтому
сооружаемые учителем на глазах учеников или ими самими из песка модели географических
объектов имеют преимущества перед покупаемыми готовыми моделями ландшафтов.
Кроме песка в школах используется глина для лепки географических объектов.
Для лепки из глины требуется очень простое оборудование: глина, доска или
фанера и лопаточка (деревянная или костяная). Те же формы поверхности земли
могут быть вылеплены из глины.
В начальной школе образцами для моделирования лучше всего брать подлинные
объекты.
На экскурсии дети могут быть предупреждены, что им придётся после из
песка создавать модели равнины, холма, оврага. Это побудит их более внимательно
осматривать рельеф.
Моделирование содействует уточнению представлений о геогра фических объектах
и исправлению имеющихся неправильных понятий. Конечно, не всякое неверное
изображение из песка горы, реки порождено неправильными понятиями. Это может
объясняться и просто неумением лепить. Часто дети изображают холмы, горы
с непомерно крутыми склонами. Когда за образец моделирования взят объект
местной географии, то ученики имеют возможность убедиться в своей ошибке
путём сравнения модели с реальным образцом.
Читать дальше