Значение живого слова в преподавании географии.
Велика
роль языка в развитии культуры человечества. Выясняя вопрос, что такое нация,
товарищ Сталин указывал: «...что национальная общность немыслима без общего
языка».
Язык и мысль — это не одно и то же, но язык и мысль развиваются в неразрывном
единстве. Язык есть выражение мысли и важнейшее орудие общения людей. Язык
есть одно из главных
средств накопления знаний и передачи их от одного поколения к другому.
В словесных произведениях запечатлены накопленные в обще стве коллективный
опыт, знания, моральные и эстетические идеи. При появлении на свет ребёнок
находит у своей колыбели вместе с языком родителей огромное культурное богатство,
созданное творческим трудом предыдущих поколений.
Сначала отец и мать, а затем вместе с ними учитель руково дят развитием
ребёнка. Посредством речи происходит общение с ребёнком и осуществляется
воспитательное воздействие на него.
Слово является основным средством передачи детям геогра фических знаний.
В географии многого нельзя показать, прихо дится только рассказывать.
Живое слово учителя сопровождает почти все формы и ме тоды обучения географии.
Посредством слов учитель организует непосредственные восприятия географических
объектов учащи мися, проверяет, дополняет и углубляет их. Использование
на глядных пособий требует словесного объяснения учителя. Решаю щую роль
играет устная передача знаний о географии далёких стран. Она является весьма
плодотворной, если основывается на наличии у учащихся соответствующих конкретных
представлений.
Большое значение имеет качество речи. Одна речь бывает до ходчива, другая
— нет.
Качество речи преподавателя определяется внешними и внут ренними её свойствами.
К внешним свойствам речи относятся особенности голоса: тембр, мелодичность,
степень громкости, быстрота, характер дикции и т. п.
Как легко и приятно слушать чёткую артистическую речь, зато как тяжело,
скучно слушать неумелого и плохого чтеца. Вос принимаемая речь воздействует
не только на познавательные процессы, но и на чувства, и волю учащихся.
Хороший и плохой голос во многом определяется природой. Но многого можно
достигнуть и через усовершенствование, «поста новкой голоса», приобретением
навыков чёткого произношения слов.
Очень тихая, невнятная речь плохо воспринимается детьми, но и, с другой
стороны, очень громкая речь ошеломляет их и нерви рует. Существует известная
степень громкости речи учителя, когда она лучше всего воспринимается. То
же самое надо сказать об очень частой, скороговорной речи и об очень редкой,
растяги вающей слова. В чрезмерной степени то и другое нехорошо. Учи телю
надо наблюдать за этим, подмечать свои недостатки и рабо тать над собой
по их устранению.
Стремясь к внешнему усовершенствованию своей речи, учитель не должен впадать
в театральничание. Желательно сделать речь интересной, яркой, действующей
не только на ум, но и на чувство, воображение. Вместе с тем, надо приучать
детей к серьёзной и напряжённой умственной работе.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский решительно выска зывался против
«потешающей педагогики». Полезно использовать художественную образность.
Она подходит к конкретному и ди намичному мышлению детей.
Образный язык находит широкое применение в описаниях географических ландшафтов.
Гоголь вы соко оценивал образный язык путешественников-географов. Однако
и здесь надо помнить, что это изложение науки, выра жающейся в понятиях,
суждениях, а не только в образах.
Но особенное внимание учителю нужно уделять внутренним достоинствам своей
речи. В постановлении ЦК ВКЛ (б) от 25 ав густа 1932 г. говорится, что «Преподаватель
обязан системати чески, последовательно излагать преподаваемую им дисци
плину...». Каждый из обыденной жизни знает, что когда человек в разговоре
прыгает с предмета на предмет, когда одно положе ние его
речи не связывается с другим, трудно следить за его мыслями.
В правильной речи одно суждение связано с другим, вытекает из него или его
подтверждает.
Географии присуща своя логика, которая определяет характер связи её частей
и требует особой последовательности при изло жении географического материала.
Курс географии СНГ можно прохо
дить двумя путями: сначала дать общий обзор всей страны, а потом рас смотреть
территорию по зональным или другим областям. Можно идти в обратном порядке:
сначала изложить области, а потом в виде итога сделать общий обзор. Но нельзя
постоянно беспорядочно перемешивать эти два пути изложения географического
материала. Физико-географический материал также требует своей последовательности
изложения: географическое положе ние пункта, рельеф, климат, воды, почвы,
растительно-животный мир, деятельность человека. В начальной школе может
быть оправдано некоторое отступле ние от этой последовательности.
Необходимо, чтобы новый географический учебный материал был увязай со старым, а также
и в своих частях. Соблюдение всех этих требований делает изложение географического
мате риала последовательным и систематическим.
Читать дальше