Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Значение живого слова в преподавании географии

Оглавление

 

 

Значение живого слова в преподавании географии.

Велика роль языка в развитии культуры человечества. Выясняя вопрос, что такое нация, товарищ Сталин указывал: «...что национальная общность немыслима без общего языка».

Язык и мысль — это не одно и то же, но язык и мысль развиваются в неразрывном единстве. Язык есть выражение мысли и важнейшее орудие общения людей. Язык есть одно из главных

средств накопления знаний и передачи их от одного поколения к другому.

В словесных произведениях запечатлены накопленные в обще стве коллективный опыт, знания, моральные и эстетические идеи. При появлении на свет ребёнок находит у своей колыбели вместе с языком родителей огромное культурное богатство, созданное творческим трудом предыдущих поколений.

Сначала отец и мать, а затем вместе с ними учитель руково дят развитием ребёнка. Посредством речи происходит общение с ребёнком и осуществляется воспитательное воздействие на него.

Слово является основным средством передачи детям геогра фических знаний. В географии многого нельзя показать, прихо дится только рассказывать.

Живое слово учителя сопровождает почти все формы и ме тоды обучения географии. Посредством слов учитель организует непосредственные восприятия географических объектов учащи мися, проверяет, дополняет и углубляет их. Использование на глядных пособий требует словесного объяснения учителя. Решаю щую роль играет устная передача знаний о географии далёких стран. Она является весьма плодотворной, если основывается на наличии у учащихся соответствующих конкретных представлений.

Большое значение имеет качество речи. Одна речь бывает до ходчива, другая — нет.

Качество речи преподавателя определяется внешними и внут ренними её свойствами. К внешним свойствам речи относятся особенности голоса: тембр, мелодичность, степень громкости, быстрота, характер дикции и т. п.

Как легко и приятно слушать чёткую артистическую речь, зато как тяжело, скучно слушать неумелого и плохого чтеца. Вос принимаемая речь воздействует не только на познавательные процессы, но и на чувства, и волю учащихся.

Хороший и плохой голос во многом определяется природой. Но многого можно достигнуть и через усовершенствование, «поста новкой голоса», приобретением навыков чёткого произношения слов.

Очень тихая, невнятная речь плохо воспринимается детьми, но и, с другой стороны, очень громкая речь ошеломляет их и нерви рует. Существует известная степень громкости речи учителя, когда она лучше всего воспринимается. То же самое надо сказать об очень частой, скороговорной речи и об очень редкой, растяги вающей слова. В чрезмерной степени то и другое нехорошо. Учи телю надо наблюдать за этим, подмечать свои недостатки и рабо тать над собой по их устранению.

Стремясь к внешнему усовершенствованию своей речи, учитель не должен впадать в театральничание. Желательно сделать речь интересной, яркой, действующей не только на ум, но и на чувство, воображение. Вместе с тем, надо приучать детей к серьёзной и напряжённой умственной работе.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский решительно выска зывался против «потешающей педагогики». Полезно использовать художественную образность. Она подходит к конкретному и ди намичному мышлению детей. Образный язык находит широкое применение в описаниях географических ландшафтов. Гоголь вы соко оценивал образный язык путешественников-географов. Однако и здесь надо помнить, что это изложение науки, выра жающейся в понятиях, суждениях, а не только в образах.

Но особенное внимание учителю нужно уделять внутренним достоинствам своей речи. В постановлении ЦК ВКЛ (б) от 25 ав густа 1932 г. говорится, что «Преподаватель обязан системати чески, последовательно излагать преподаваемую им дисци плину...». Каждый из обыденной жизни знает, что когда человек в разговоре прыгает с предмета на предмет, когда одно положе ние его речи не связывается с другим, трудно следить за его мыслями. В правильной речи одно суждение связано с другим, вытекает из него или его подтверждает.

Географии присуща своя логика, которая определяет характер связи её частей и требует особой последовательности при изло жении географического материала.

Курс географии СНГ можно прохо дить двумя путями: сначала дать общий обзор всей страны, а потом рас смотреть территорию по зональным или другим областям. Можно идти в обратном порядке: сначала изложить области, а потом в виде итога сделать общий обзор. Но нельзя постоянно беспорядочно перемешивать эти два пути изложения географического материала. Физико-географический материал также требует своей последовательности изложения: географическое положе ние пункта, рельеф, климат, воды, почвы, растительно-животный мир, деятельность человека. В начальной школе может быть оправдано некоторое отступле ние от этой последовательности.

Необходимо, чтобы новый географический учебный материал был увязай со старым, а также и в своих частях. Соблюдение всех этих требований делает изложение географического мате риала последовательным и систематическим.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz