Воспитательное значение географии.
Педагогика руководится принципом
воспитывающего обучения, согласно ко торому воспитание осуществляется
в процессе обучения на позна вательном материале.
География имеет большое воспитательное значение. Огромная широта предмета
её изучения, многообразие составляющих его элементов дают возможность знакомить
учеников с самыми разнообразными явлениями.
География рассматривает явления природы и человеческого общества во взаимосвязи
и в развитии. На конкретных фактах ученики видят диалектическое единство
разнообразных противо речивых процессов: горообразование и выравнивание
земной поверхности, размывание и отложения, испарение воды и её осадки,
нагревание и охлаждение и т. д. Диалектический характер всего существующего
весьма наглядно проявляется на географических объектах и их изменениях.
В процессе обучения географии у детей закладываются за чатки диалектико-материалистического
мировоззрения.
География даёт научное объяснение обыдённым природным явлениям: осадкам,
смене дня и ночи, времён года и т. п. Тем самым она формирует научный, материалистический
взгляд на окружающий мир и способствует антирелигиозному воспитанию.
География изучает поверхность земного шара, как местообитания человека,
рассматривает живую и неживую природу в от ношении к человеческому обществу
и тем самым знакомит с деятельностью людей, их нуждами и потребностями.
География раскрывает ученикам роль географической среды для развития общества
и преобразующее воздействие людей на географическое окружение. В процессе
изучения географии ученики подводятся к пониманию роли труда как творящего
начала, создающего все блага, всю материальную и духовную культуру.
Труд преобразует само лицо земли; орошая пустыни, совет ские люди превращают
их в цветущие сады. Люди осушают бо лота, возделывают поля, проводят дороги,
прорывают тоннели через горы, реки соединяют каналами.
География даёт учителю много примеров, фактов, на которых можно воспитывать
у детей уважение к труду и любовь к трудя щимся.
Исторически подходя к изучению населения и хозяйства, гео графия показывает
различную роль труда и неодинаковое поло жение трудящихся в различных общественных
формациях.
В социалистическом обществе труд озарён высокой идеей создания счастливого
будущего для человечества; труд — дело чести и славы, доблести и геройства;
трудящимся принадлежит решающая и организующая роль в обществе.
Совсем другое положение трудящихся в классовом буржуаз ном обществе. Там труд
подневолен, трудящиеся эксплоатиру- ются, угнетаются.
Для проведения идейно-политического воспитания
нужно применять разнообразные
формы и методы. Из них особенное значение имеют следующие:
Рассмотрение географических объектов в отношении к че
ловеческому обществу.
Увязка географических тем с фактами построения комму
нистического общества, хозяйственными, политическими и куль
турными задачами, стоящими перед нашей страной.
Раскрытие преобразующей и созидающей роли труда, из
меняющего природу в интересах человека. Воспитание уважения
к труду и социалистического отношения к своим трудовым обя
занностям.
Применение при обучении географии, наряду с основными
словесными и книжными методами, экскурсий, наблюдений,
упражнений на географической площадке, школьного краеведения.
Успех воспитательной работы учителя во многом зависит от
его взаимоотношений с учениками. Взаимная любовь, уважение,
доверие открывают наибольшие возможности для морально-поли
тического влияния учителя на учеников.
Читать дальше