Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Учебно-воспитательное значение географических экскурсий

Оглавление

 

 

Учебно-воспитательное значение географических экскурсий.

Каково учебно-воспитательное значение экскурсий? Искупают ли полученные от них результаты те дополнительные усилия учи теля, которые требуются на преодоление трудностей их прове дения?

Педагогическая теория и практика подтверждают, что экс курсионная форма школьной работы обладает большой учебно- воспитательной эффективностью, а в преподавании географии применение её прямо необходимо. Без экскурсий преподавание географии неизбежно приобретает словесно-книжный схоластический характер. Экскурсии являются одним из средств преодоления формализма в обучении географии.

За применение экскурсии в учебно-воспитательной работе высказывались выдающиеся педагоги.

Борец за народное образование, Н. И. Новиков (1744—1818) так говорил об обучении школьников: «Водите их в домы и житницы крестьянина, в работные домы художников и рукодельцев, показывайте им там, как обраба тываются многоразличные богатства земли»... «Это даёт обильный материал для размышлений, для развития разума и воображения».

Д. Д. Семёнов, учитель географии, соратник К- Д- Ушинского, писал в 1864 г.: «Без экскурсии рациональное преподавание отчизноведения невоз можно». И он широко использовал экскурсии в преподавании географии.

Основоположник русской педагогики К.. Д. Ушинский (1824—1870) писал: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога... что день, проведённый ребёнком посреди рощ и полей... стоит многих недель, проведённых на учебной скамье»...

Советские методисты горячо рекомендуют школьные геогра фические экскурсии.

В объяснительной записке к первой советской программе по географии в I ступени указывалось, что «выполнение программы без экскурсий совершенно невозможно» . Тогда был признан «основным принципом» преподавания в школе принцип непосред ственного изучения предметов и явлений природы: «изучаются са мые предметы и явления, а не слова и не книги о них» .

В 1932 г. ЦК ВКП(б) в своём постановлении указал на необ ходимость наряду с основными методами широко применять... «экскурсии (на завод, в музей, в поле, в лес и т. п.)».

Важнейшая положительная сторона экскурсионной формы школьной работы заключается в том, что созданные на экскурсиях представления и понятия служат основой в изучении географии далёких стран. Посредством экскурсии возможно обучение гео графии построить в согласии с формулой В. И. Ленина о диалектическом пути познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике».

Благодаря экскурсии достигается высшая форма наглядности преподавания географии.

Экскурсия создаёт условия для развёртывания учебной само деятельности учащихся. Правильно организованная экскурсия должна сопровождаться посильным самостоятельным исследова нием географического объекта самими учениками. Это активизирует педагогический процесс.

Ещё К- Д. Ушинский порицал школу за то, что она заставляет детей целыми часами неподвижно сидеть, сложа руки, «требую щие деятельности». Неподвижное сидение в классе угнетающе действует на психику учеников.

Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, со здаёт повышенное, жизнерадостное настроение.

Давно отмечалось, что ничто так не сближает учителя с уче никами, как экскурсия. Она разбивает лёд отчуждённости, робо сти учеников в отношениях к учителю и в то же время предоставляет учителю возможность познакомиться с учениками в других условиях, отличных от классной обстановки. Экскурсия укрепляет любовь учителя к ученикам и располагает, привязывает их к учителю.

Всё это создаёт весьма благоприятные условия для проведе ния учебно-воспитательной работы. Передвижения учащихся на экскурсии стимулируют их познавательную деятельность.

Экскурсия оживляет, усиливает познавательный процесс у де тей, развивает их наблюдательность.

Экскурсия знакомит детей с природой, с окружающей действи тельностью. Она сближает их с жизнью, прививает им навыки к научному исследованию реального мира, связей и взаимозависимостей объективных явлений.

По словам Н. К. Крупской, школа должна научить детей читать не только печатные книги, но также и книгу жизни. Экскурсия помогает достижению этой цели.

Научное объяснение явлений природы и обыденной жизни на экскурсии, раскрытие их причинных связей закладывает в созна нии учащихся основы диалектико-материалистического мировоз зрения.

Экскурсия даёт учителю большие возможности для идейно- политического вослитания учащихся. Дорогой у учеников разви вается общительность, чувство товарищества. Экскурсирование требует труда. Школьная экскурсия приближается к трудовому воспитанию.

Экскурсия знакомит детей со своим краем, с его разнообраз ными природными богатствами и с красотой отдельных ландшаф тов. На экскурсиях учащиеся получают возможность собствен ными глазами видеть преобразующее воздействие коллективного труда на природу, использование социалистическим обществом сил природы, полезных ископаемых, земельных угодий.

Экскурсии на сельскохозяйственные и промышленные пред приятия позволяют показать учащимся трудовые подвиги рабочих и колхозников, яркие факты построения демократии.

Непосредственное ознакомление учеников со своей социали стической родиной развивает в них любовь к ней, культивирует советский патриотизм и советскую национальную гордость.

Таким образом, экскурсия является одним из важных средств поднятия качества учебной и воспитательной работы школы.

Экскурсия много даёт и самому учителю для повышения его педагогической и научной квалификации. Она обеспечивает ему овладение научно-исследовательскими методами, приобретение навыков к изучению окружающей действительности.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz