Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Типы картин и методика их использования

Оглавление

 

 

Типы картин и методика их использования.

Школьные кар тины можно разбить на группы: 1. Стенные картины. 2. Альбомы мелких картин. 3. Стереоскопические картины. 4. Раздаточные мелкие картины, открытки, фотокарточки. 5. Наборы иллюстра ций из журналов, книг, газет. 6. Рисунки учебника.

Ко всем этим картинам, употребляемым в учебных целях, предъявляются свои требования. Картины могут изображать или вид географического объекта с натуры, или воображаемый тип объекта, например, типичный вид степи, тайги и т. д.

В страноведении более пригодны изображения с натуры. В землеведческих темах могут быть полезны картины, дающие типичный вид географических объектов. Необходимо, чтобы кар тины имели географическое содержание и соответствовали про граммному материалу, чтобы они были правдивы, ясны, на глядны, по возможности красочны, давали законченный образ, были научно выдержаны и идейны по замыслу. Каждый из пере численных видов картин требует особых приёмов их использова ния. Стенные картины вешаются на особую стойку или на стену. Они должны иметь такой размер и такую степень яркости, чтобы их мог видеть весь класс, когда их показывает учитель. Жела тельно, чтобы они были отпечатаны в красках. Они принесут свою пользу только в том случае, когда заинтересуют детей, привлекут их внимание. Постоянно висящие в комнате картины перестают интересовать детей. Картины вызывают большой интерес у уче ников, когда они впервые их видят. Поэтому до момента исполь зования картину не следует показывать ученикам: нужно поло жить её на стол изображением вниз или повесить рисунком к стене. Когда по ходу урока наступает момент показа картины, тогда учитель вывешивает её или поворачивает лицом к учени кам, если она уже висела оборотной стороной.

Мало показать картину детям, надо добиться того, чтобы они осмысленно восприняли её содержание во всех подробностях. И это ещё не всё. Надо научить детей по изображению на кар

тине представить себе подлинную местность, которая изучается. Всё это требует не простого показа, а методического рассматри вания картины, т. е. целенаправленного и систематического изуче ния того, что изображено на картине. Конечно, учитель мог бы сам живо и ясно рассказать детям содержание картины. Но мно гое из того, что рассказал бы учитель, может не дойти до созна ния учеников. А то, что дошло бы, было бы усвоено поверхностно и непрочно. Лучшие результаты могут быть достигнуты при целенаправленном рассмотрении картины и рассказе ее содержа ния учениками под руководством учителя, увязанными с пред ставлениями о реальной местности.

Обыкновенно на уроке показ картины разделяется на следую щие этапы: 1) общее зрительное восприятие картины, 2) изучение её содержания в деталях, 3) синтез отдельных элементов картины и создание у учеников образа объекта, изображённого на картине.

Учитель может применить и другой порядок. Он может начать ознакомление детей с отдельных деталей картины, а потом приве сти их к воссозданию в уме содержания картины в целом.

Учитель руководит процессом восприятия картины посред ством вопросов. Так, вывешивая картину, учитель обращается ко всему классу с вопросом, что они видят на картине? Делается пауза, чтобы дать ученикам время на самостоятельное рассмотре ние картины. Затем вызываются отдельные ученики и им предла гается рассказать, что они видят. Один ученик дополняет дру гого. Спрашивание продолжается до тех пор, пока не будет оха рактеризована картина в целом и в деталях. Вопросами учитель мобилизует внимание учащихся на содержание картины и дальше руководит их наблюдением, осознанием и истолкованием того, что они видят. Всё рассматривание картины непременно должно заканчиваться обобщением, подытоживанием. При повторном показе картины можно обойтись и без подробного анализа её.

Когда следует применять картину при обучении географии? Использование картины должно быть творческое. Учитель сам должен решать, когда целесообразнее включить картину в педа гогический процесс. На практике бывает, что с «проработки» кар тины начинают объяснение нового материала; иногда включают её в середине в соответствии с ходом объяснения; а иногда её показывают в заключение беседы и даже в момент закрепления объяснённого материала.

В этом деле не может быть шаблона. Здесь надо учитывать характер темы, приёмы её изучения, возрастные особенности уча щихся и т. п. Картина может быть использована не только при объяснении нового материала и при закреплении, но и при про верке выполнения домашнего задания, при испытаниях, во внеклассных занятиях. При первом показе картин рекомендуется использовать не больше двух картин на одном уроке. После пер вого учебного использования картины полезно её оставить висеть на некоторое время в классе.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz