Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Роль карты и глобуса в преподавании географии

Оглавление

 

 

Роль карты и глобуса в преподавании географии.

Карта — это уменьшенное условное изображение поверхности земного шара или её части на плоскости.

Глобус — это уменьшенное условное изображение земли на шаровой поверхности. Глобус — это модель земного шара.

Карта и глобус являются главными пособиями в преподава

нии географии. Весьма важное значение их для географии едино душно признаётся географами.

На важность карты в обучении географии неоднократно ука зывали партия и правительство. В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. было указано, как на существенный недоста ток — «отсутствие ориентировки на карту в курсе географии...»

Почему так велика роль карты в географии? Это определяется характером самой географии.

Изучаемая географией поверхность земного шара столь ве лика, что недоступна одновременному непосредственному обозре нию. Нельзя одновременно охватить взором даже свой сельсовет, район. Посредством же карты можно обозреть сразу весь мир, можно сопоставлять между собой отдельные части земной по верхности, находить между ними различия и сходства, устанавли вать связи и географические закономерности. Без карты нельзя было бы сравнивать одну часть поверхности земли с другой, сле довательно, без карты не могла бы существовать география, как наука о поверхности земли и её частях. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобре тением географической карты.

Что даёт карта в преподавании географии?

Во-первых, по карте можно определять географическое положение любого пункта земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами. Посредством географиче ских координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект.

Как известно, характер той или другой местности во многом определяется её географическим положением, от которого зави сит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое.

Карта показывает размещение интересующих человека объек тов на поверхности земли. Она даёт представление о взаимном рас положении рек, морей, океанов, гор, равнин, стран, городов и т. д.

На карте не только можно охватить взором всю землю, всю страну в целом, но на ней можно разглядеть взаимосвязь и зави симость элементов отдельных географических комплексов, ланд шафтов.

Безотносительное изучение отдельных географических фактов ещё не составляет науки. Высшая цель науки заключается в изу чении связей, отношений между явлениями, закономерностей их развития.

Изображая размещение по земной поверхности географиче ских объектов, карта помогает понять их взаимодействие. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение предметов и процессов'.

Во-вторых, по карте можно изучать не только положение и взаимоотношение, но и величину и форму географических объек тов: конфигурацию частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты рельефа, глубины водоёма. Карта показывает размещение полезных ископаемых, климати ческих поясов, почвенно-раетительных зон, сосредоточение чело веческих поселений, особенно крупных городов, путей сообщения, сельского хозяйства, промышленных предприятий и т. д.

Иногда карту сравнивают с телескопом и микроскопом, кото рые, как и карта, помогают видеть изучаемый предмет. Это так. Но карта не только инструмент и наглядное пособие; она, как и книга, при умении её читать, может быть источником географи ческих знаний.

Карта и глобус имеют громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа над картой и глобусом, восприя тие и комбинирование условных знаков и раскрытие их смысла обостряет органы ощущений детей, пробуждает к деятельности их творческое воображение и развивает их мышление. Известно, что карта имеет большое значение не только в науке, но и в практической жизни, в деятельности военной, хозяйственной, по литической и культурной.

Всё это убеждает в том, что карта и глобус должны быть в центре внимания при обучении географии. Учащиеся должны знать карту и уметь ею пользоваться в изучении географии.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz