Общая подготовка учителя к педагогической деятельности.
На других уроках учебный материал излагается глубоко, полно,
чётко, последовательно и занимательно; преподавание наглядное;
применяются активные методы; развита самодеятельность учащихся;
урок захватывает учеников; прекрасная дисциплина.
Все учителя хотят, чтобы уроки их были хорошими, но одним
этого удаётся достигнуть, а другим нет.
Что требуется учителю, чтобы его уроки были хорошими? Конечно,
уже от природы учителя имеют различную педагогическую одарённость.
Талант сказывается не только в искусстве, но и в науке, и в педагогической
деятельности. Много зависит в проведении урока от наличия в школе
необходимого оборудования, наглядных пособий, учебников, библиотеки
и т. д. Когда нет учебников,
картин, нет географической площадки, нет приборов для наблюдений,
для экскурсий, нехватает карт, то, конечно, трудно работать.
Но при прочих равных условиях качество урока всецело определяется
подготовкой учителя. Под этим подразумевается как общая образовательная
и политическая подготовка, так и подготовка к каждому отдельному
уроку.
Общая подготовка учителя состоит в общем и специальном географическом
образовании, в достигнутой степени культурности, в начитанности.
Особенно важно, чтобы учитель не превращался в ремесленника,
а продолжал держать связь с наукой, занимался краеведением. Старая
истина, что учить хорошо может только тот, кто сам учится. Педагогическая
профессия требует постоянного самообразования, работы над собой
и идейно-политического роста.
Учитель учит и воспитывает детей. Дети любознательны. Они всё
хотят знать, их всё интересует. С этим связан их духовный рост.
Нельзя относиться небрежно к детским вопросам, давать на них
ложные ответы. Необходимо убедительно ответить на каждый вопрос
ребёнка. Учитель должен быть всегда готов ответить на любой вопрос
ученика по географии, особенно по географии своей местности.
Поэтому сам учитель должен быть любознательным. Он должен
правильно воспринимать, наблюдать и разбираться в явлениях
географической среды.
Высокое звание учителя налагает на него большие обязанности.
Он должен быть безупречным образцом в нравственном отношении,
любящим детей, терпеливым к проявлениям детского возраста. Ему
нельзя раздражаться, мстить, терять самообладание. Чуткое,
любовное отношение к детям необходимо со стороны учителя. Взаимная
любовь, уважение, благорасположение между учителем и детьми является
необходимым условием успешной учебно-воспитательной работы учителя.
Учитель служит примером для учеников. Он должен быть честен,
правдив, справедливо требовательным, идейным, гуманным.
И в отношении знаний учитель должен быть авторитетом для учеников.
Это является важным условием успешной учебной работы. Поэтому
неблагоразумно в присутствии учеников критиковать учителя и
подрывать в них доверие к нему.
Но учитель должен быть достоин этого авторитета. Учителю необходимо
постоянно работать над своим образованием, читать газеты, журналы,
прочитывать вновь выходящие книги. Кроме того, для преподавателя
географии необходимо ещё постоянно обогащать и пополнять свои
конкретные географические представления.
Получается большая разница, излагает ли учитель то, что он видел
собственными глазами, или то, что ему известно только из книг.
Поэтому учителю нужно участвовать в географических экскурсиях,
туристических походах и путешествиях, которые явятся источниками
непосредственных восприятий и конкретных географических представлений.
Работа учителя над своим развитием, образованием есть необходимое
условие повышения качества его школьной деятельности.
Подготовка учителя к уроку.
Какое бы образование
ни имел учитель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам.
Почему это необходимо? Потому что наша познавательная психика
такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять
на одном месте, мы должны или, работая над собой, двигаться вперёд,
или же мы постепенно будем забывать и терять приобретённые
раньше знания и отступать назад. Поступают сообщения о новых
географических фактах. Развиваются школьные науки и методика
их преподавания. Учитель должен следить за развитием наук.
Подготовка учителя к уроку складывается из двух элементов: из
работы над материалом по географии и овладения методикой. Само
собой разумеется, что учитель должен хорошо знать учебник, «Родную
речь», карту, которые употребляются в качестве пособия. Но этого
мало. Надо читать научную литературу по географии и методические
журналы («Начальная школа», «География в школе»).
Каждая тема представляет собой часть целой школьной дисциплины.
И чтобы хорошо изложить часть, надо ясно понимать целое. Поэтому
учитель должен не только подготовляться к каждой отдельной
теме, но и всё время углублённо работать над курсом географии
в целом.
Но одного знания предмета для учителя ещё недостаточно. Он должен
ещё овладеть методикой преподавания географии, использования
оборудования, учебных и наглядных пособий, уметь провести экскурсию
и организовать занятия на географической площадке, опыты, наблюдения.
Не существует таких приёмов и методов, которые были бы одинаково
пригодны для всех случаев преподавания.
Почти каждая программная тема требует своего методического
подхода, своих пособий. Например, ориентировка на местности
требует выведения учеников из класса, работы С компасом, решения
задач на обозначение направлений на чертеже, измерения расстояний,
выполнения простейших масштабных изображений. Наглядное изложение
темы «Формы земной поверхности» требует экскурсии, лепки моделей,
показа географических картин.
Чтобы наглядно, доступно, занимательно изложить отдельные географические
темы, учитель должен продумывать, до некоторой степени изобретать,
особые методы, приёмы, наглядные пособия для каждой из них.
Если этих пособий готовых нет, то их нужно самому учителю
вместе с учениками создать.
В этом и состоит его методическая подготовка.
Ему необходимо просмотреть методические руководства по географии.
Но не должно быть механического приложения тех советов, какие
преподаватель вычитает в учебнике методики. Надо обдумать целесообразность
применения тех или других приёмов преподавания и наглядных пособий
и использовать их в зависимости от темы, от конкретных условий
и от тех задач, какие стоят перед данным уроком.
Надо творчески относиться к уроку, критически принимать чужие
советы и проверять их на практике.
План урока. Учитель составляет календарный план на год, на полгода
или на четверть и план на каждый урок. Рассмотрим сначала рабочий
план.
Результаты своей теоретической и методической подготовки учитель
формулирует в виде плана урока. План нужен прежде всего самому
учителю. Его работа чрезвычайно сложна и ответственна, поэтому
он не может её выполнять без плана.
Составление плана урока для учителя обязательно. Но не существует
установленной обязательной формы его. Важно, чтобы он отвечал
своей цели, а как его удобнее оформить, это предоставляется
творчеству учителя.
Урок продолжается один учебный час. Рабочий план
составляется на каждый урок в отдельности. Между тем, программный
материал состоит из отдельных тем, проработка каждой из
них требует ряда часов. Поэтому желательно составлять сразу
планы на всю тему, т. е. столько планов, сколько часов отводится
на данную тему. Это обеспечивает равномерное распределение
времени на проработку отдельных частей темы.