Чтение учителя на уроках географии.
Кроме беседы и расска
зывания, учитель на уроке географии иногда прочитывает уче никам тот или
другой печатный текст. Что, обыкновенно, читают на уроке? — Статьи из географических
хрестоматий, некоторые места из учебника, отрывки из журналов и газет, относящиеся
к теме урока.
Какая цель чтения на уроке?
Использовать чтение для разнообразия методов препода
вания и для облегчения усвоения темы.
Поднять эмоциональное состояние учащихся, усилить их
внимание и интерес к изучаемому вопросу и через это активизи
ровать учебно-воспитательный процесс.
Углубить и расширить их знания по вопросу урока чтением
текста, в котором так сконцентрирован и ярко изложен материал,
как не рассказать учителю своими словами.
Нет смысла читать такой текст, содержание которого учитель может передать
удовлетворительно своими словами.
Следует читать; а) художественный текст на тему урока, если образный язык
текста трудно передать своими словами: сюда относятся художественные включения
в учебнике, образно рисую щие изучаемые явления; б) описания путешественников
и других очевидцев предметов и процессов, входящих в тему урока; г) особенно
интересные и доступные места из научных книг и статей по этому вопросу;
д) газетные новости по теме урока.
Учитель должен заранее разобрать намеченный к чтению от рывок и обдумать,
каковы его форма и содержание, что даст чте ние его для усвоения программного
материала.
Текст при обработке может быть сокращён и упрощён. Важно также, как будет
прочитан печатный отрывок. И хорошее содержание текста не произведёт должного
впечатления, если он будет плохо прочитан. Учителю непременно нужно в порядке
подготовки к уроку поупражняться в чтении вслух.
На какой стадии урока следует читать вслух? — Здесь не должно быть шаблона.
Смотря по конкретным обстоятельствам учитель поместит чтение там, где это
лучше всего сделать по логическому ходу раскрытия темы.
Целесообразнее всего чтение вслух во время объяснения но вого материала.
Оно может проводиться в начале, в середине и в заключении объяснения. Необходимо
соблюдать такое требо вание, чтобы по содержанию прочитанный текст имел
органиче скую связь с материалом этой стадии урока.
Читать дальше