Использование разнообразных тестовых заданий на уроках географии
В начале, приведем результаты тестирования на 1991 г. [10]
Советские школьники 13 лет на уровне требований международного теста показали достаточно высокие результаты как по математике, так и по естествознанию.
По естествознанию (13 лет) самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Южной Кореи и Тайваня. Советский Союз вошел во вторую группу стран, имеющих достаточно близкие между собой результаты: Швейцарии, Венгрии, СССР, Словении, Италии, Израиля, Канады, Франции и Англии, заняв при этом пятое место.
Результаты выполнения теста по естествознанию 9-летними учащимися нашей страны соответствовало средним результатам для всех участвующих стран. Лучшими среди младших школьников двадцати стран оказались учащиеся Южной Кореи и Тайваня.
По географии наши школьники имели четвертый результат, который немного выше среднего показателя для девяти стран, участвовавших в тестировании по географии. Лучшие результаты у школьников Венгрии.
Вместе с тем результаты выполнения заданий различных уровней неоднородны. У наших школьников выше оказались знания фактологического материала, умения воспроизводить их и применять в знакомой ситуации, применять известные алгоритмы и процедуры и ниже - интеллектуальные умения, связанные с решением задач, интеграцией знаний и применением их в незнакомых ситуациях и в ситуациях, близких к реальной жизни. Это дает основание для размышлений о приоритетах в школьном образовании и возможных направлениях его совершенствования. Необходимо больше внимания уделять практической стороне естественно-математического образования, учить школьников применять знания в жизненных ситуациях, усилить внимание к общему развитию учащихся средствами естественно-математического образования.
Сравнение результатов тестирования учащихся городских и сельских школ показало, что учащиеся основной школы города имеют лучшую подготовку по естественно-математическим предметам, чем школьники села. Отметим интересный факт. Результаты выполнения теста по естествознанию детьми 9-летнего возраста сельских и городских школ оказались одинаковыми, хотя по отдельным заданиям были значительные различия. Полученные данные позволяют предположить, что уровень развития детей городских и сельских школ практически одинаков, поскольку тест включал около 80% заданий на внепрограммный материал и проверял в большей степени не качество подготовки в школе, а уровень их развития. Значительные различия в учебных достижениях сельских школьников более старшего возраста определяются в большей степени особенностями организации учебного процесса в сельских школах. Следует также отметить, что у сельских школьников 13 лет отмечен заниженный уровень познавательной деятельности по сравнению с городскими школьниками нашей страны.
Интересными являются данные сравнения успешности выполнения тестов выпускниками начальных классов, обучающихся по программам трехлетней (1-3) и четырехлетней (1-4) школ. В среднем школьники, обучающиеся по программе 1-3, имели более низкие результаты, чем школьники, обучающиеся по программе 1-4. Самые низкие результаты выполнения тестов оказались у учащихся сельских школ, обучающихся по программе 1-3.
В исследовании специально выявлялось влияние на результаты тестирования следующих факторов: социально-экономических условий, культурных традиций, сложившейся в различных странах, практики школьного образования.
Для нашей страны, как показало исследование, особую роль играет социально-экономический статус семьи. Установлено положительное влияние на успешность выполнения тестов таких обстоятельств, которые имеют прямое отношение к внутренней организации и общей культуре семьи (количество книг в домашней библиотеке; время, которое дети тратят на самостоятельное чтение и выполнение домашних заданий и др.). Исследование также показало, что учащиеся многодетных семей (более трех детей в семье), в среднем имели худшие результаты выполнения тестов. Т.е. можно предположить, что число детей в семье является фактором, значительно влияющим на учебную подготовку детей.
Теперь же приведем современные данные (2003г.) анализа результатов независимой экспертизы по истории и географии среди учащихся 9 классов. [11]
В соответствии с планом работы инспекторского отдела МУУО и приказом № 263 от 04 апреля 2003г. среди выпускников школы 1,2 ступеней была проведена независимая экспертиза уровня образованности по истории и географии средствами компьютерного тестирования.
Цель проведения независимой экспертизы – внедрить методики объективизированной оценки достижений учащихся в педагогическую практику.
Задачи:
Обеспечить объективность оценки учебных достижений;
Обеспечить информацией о состоянии достижений учащихся;
Отработать технологии проведения независимой экспертизы.
Независимая экспертиза подготовки выпускников основной школы по истории и географии была проведена по тестовым заданиям ЦТ-2001 для учащихся 9-х классов.
Задания выполняли учащиеся контрольных групп, состоящие из представителей каждого класса школы. Список учащихся контрольной группы составлялся администрацией ОУ, по технологии, предложенной инспекторским отделом управления образования.
Контрольные работы проводились четко по графику, составленному управлением образования. Расписание было составлено администрацией с учетом специфики режима работы ОУ.
Независимая экспертиза по истории была проведена в 18 образовательных учреждениях, в тестировании принимало участие 254 ученика. Менее половины (восемь ОУ – сш (средние школы) 2,7,9,13,17,21,22,гимназия 1) выполнили обязательный минимум обученности и показали результаты от 50 и более процентов. Лучшие результаты из всех образовательных учреждений города показали ученики гимназии №1 (93%), а из общеобразовательных школ – ученики сш № 2 (60%). Десять образовательных учреждений (сш 1,3,6,14,15,18,19,20,24,гимн.2) не выполнили обязательный минимум обученности. Низкие результаты показала гимназия № 2 (46%). В сш № 1 четырнадцать учащихся из пятнадцати не справились с работой, что составило 7% успеваемости. Показатели независимой экспертизы значительно отличаются от результатов обученности девятиклассников за 3-ю четверть. Разрыв результатов независимой экспертизы и оценок за четверть десятки процентов например: сш № 1 ( 7%нэ – 100%четв), сш № 15 (23%нэ – 100%четв).
Можно предположить, что учителя истории недостаточно хорошо знают нормы оценок и не в полном объеме владеют обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по истории народов России.
Анализ выполнения тестовых работ показал, что 57% девятиклассников не выполнили требования к уровню подготовки выпускников основной школы. В результате изучения истории ученики
Не знают и не понимают:
Ключевые события, выдающихся деятелей отечественной истории и их место в общем контексте исторического развития России
Процессы развития хозяйства и социально-экономических отношений, форм социальной борьбы, общественных и политических движений
Отечественные традиции и ценности, место российской культуры в мировой культуре.
Не умеют (не владеют способами познавательной деятельности):
Соотносить даты и события отечественной истории
Оценивать, к каким общим процессам отечественной истории относятся отдельные исторические факты (войны, реформы и т. д.)
Называть характерные, существенные черты событий и явлений отечественной истории
Группировать события и явления отечественной истории по указанному признаку
Объяснять смысл основных понятий и терминов истории, характеризующих: политическое устройство государства; экономическое развитие; основные социальные группы и слои; политические течения и организации; религиозные учения и светские идеологии; стили и течения в художественной культуре.
Сравнивать отдельные исторические события и явления, объяснять, что в них общего и каковы различия.
Независимая экспертиза по географии была проведена в 18 образовательных учреждениях, в тестировании принимало участие 260 учеников только половина (девять ОУ – сш 6,7,9,13,14,15,21,гимн1,гимн2) выполнили обязательный минимум обученности и показали результаты от 50 и более процентов. Лучшие результаты из всех образовательных учреждений города показали ученики гимназии №1 (100%).Образовательные учреждения 1,2,3,17,18,19,20,22,24 не выполнили обязательный минимум обученности. В сш № 21 тринадцать учащихся из пятнадцати не справились с работой, что составило 13% успеваемости. Показатели независимой экспертизы значительно отличаются от результатов обученности девятиклассников за 3-ю четверть. Разрыв результатов независимой экспертизы и оценок за 3-ю четверть наибольший в сш № 1,17,19,22,24. Совпадают результаты независимой экспертизы и четверти только в гимназии № 1 (100%нэ – 100%четв).
Анализ выполнения тестовых работ показал, что 53% девятиклассников не выполнили требования к уровню подготовки выпускников основной школы. В результате изучения географии ученики
Не знают и не понимают:
Географические карты, их различия по содержанию и масштабу, способам картографического изображения
Географическую зональность и поясность, особенности природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах
Разнообразие природы, связь между географическим положением, Неприродными условиями, ресурсами и специализацией хозяйства отдельных регионов и стран
Специфику географического положения и административно-территориальное устройство Российской Федерации.
Не умеют (не владеют способами познавательной деятельности)
Определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек и характер местности, географические координаты и местоположение географических объектов
Читать план местности, карту, простейшие аэро и космические снимки .
Узнавать по различным источникам информации основные характеристики природных и социально-экономических объектов.
Результаты тестирования по географии выявили следующее – учителя географии не уделяют должного внимания формированию у учащихся умений и навыков работы с картой. Затруднения ребят при выполнении заданий были связаны с неумением прочитать информацию, нанесенную на карту, увидеть те закономерности, которые прослеживаются при сравнении, сопоставлении карт разного содержания.
Выводы:
Независимая экспертиза обеспечила объективную оценку учебных достижений девятиклассников по истории и географии, дала информацию о состоянии достижений учащихся в образовательных учреждениях;
Технология проведения независимой экспертизы в форме компьютерного тестирования для выпускников основной школы оправданна т. к. дала объективизированную оценку уровня их образованности.
Тестирование и единый государственный экзамен.
В виду все нарастающей распространенности и важности единого государственного экзамена и применения в нем разнообразных тестовых заданий необходимо уделить и этой теме должное внимание. Также на примере ЕГЭ (ниже будет рассматриваться эксперимент проведенный в Калининградской области) можно вполне объективно рассмотреть весь процесс практического применения тестовых заданий при контроле школьников, со всеми свойственными процессу особенностями. (Материалы на эту тему взяты из статьи Сергея Кормильцева "ЕГЭ будут помнить и без фотографии 20 лет...", в которой отражены как мнения педагогов, так и тестируемых [12])
В чем конкретно состоит эксперимент? В том, что выпускникам школ, которые задумали продолжать образование в высших учебных заведениях, в случае успешной сдачи тестов не нужно будет мучаться на экзаменах в вузе в августе. Главная особенность ЕГЭ заключалась в том, что юношам и девушкам пришлось на время экзамена покинуть ставшие привычными за десять школьных лет классы и сдавать тестирование в совершенно незнакомых аудиториях. С этой целью были образованы 11 пунктов сдачи экзаменов, причем не только в школах и лицеях, но и в высших учебных заведениях, в которых, может быть, кому-то из нынешних выпускников и придется учиться дальше. Руководители школ, которым выпала такая высокая честь, думаю, остались не в восторге от того, что на их коллективы свалились дополнительные хлопоты.
Много пришлось повозиться с комплектованием групп. Согласно инструкции, в аудитории должно было находиться не более 15 школьников, причем не допускалось, чтобы вместе сдавали тестирование хотя бы два человека из одного класса. Думаю, вполне логично, чтобы отличников не доставали троечники. А так, когда ни ты никого не знаешь, ни любой из твоих случайных коллег не подозревает о твоих возможностях, решать задачки все-таки легче...
Новое - это всегда психологическое испытание, а потому для того, чтобы не сломать психику подрастающему поколению, было решено провести "генеральную репетицию" ЕГЭ, которая состоялась 19 мая. В этот день более четырех с половиной тысяч калининградских выпускников сражались с несколькими десятками заданий по математике, а около 550 педагогических работников обеспечивали этот процесс.
Какие выводы были сделаны на основе этой тренировки? Во-первых, сама организация тестирования прошла на высоком уровне: готовить любой праздник мы научились. Во-вторых, выпускники убедились, что с них не требуют чего-то запредельного, многие задания им по зубам, а к тому, что давалось с трудом, будет время подготовиться.
- Семечки, - сказал мне сосед по дому, - мой Димка решил все задания группы "А", большую часть группы "Б" и несколько задач из самой сложной группы "С". Говорит, что ожидал большего, а там многие пункты просто на сообразительность.
Возможно, легкость была только видимая. Да, сообразительность была нужна везде, как при решении самой простой группы, где школьникам нужно было выбрать правильный ответ, так и при "распутывании" самой сложной группы, где метод "ненаучного тыка" оказывается абсолютно бесполезным. Но в чем-то "генеральная репетиция", безусловно, помогла: ребята почувствовали уверенность в своих силах.
Четверг, 6 июня, оказался не по-прибалтийски жарким и даже душным днем. Но одним из условий проведения ЕГЭ была комфортная температура в аудиториях. Этого добиться вполне удалось, во всяком случае, в Калининградском военном институте ФПС РФ, где мне довелось побывать. Никакой изнуряющей жары и духоты, такое ощущение, что работает кондиционер.
Всего в этот день обязательный экзамен сдавали 4737 калининградских школьников. За условиями сдачи наблюдали два представителя из Тульского педагогического института. И, судя по всему, обе дамы остались довольны тем, как калининградцы организовали это ответственное мероприятие.
Любопытно было наблюдать за теми выпускниками, которые, закончив тяжкие испытания, покидали аудитории. "Группа поддержки" из числа родителей одинаково живо реагировала на появление каждого школьника, а вот сами выпускники чувствовали себя гораздо более раскованно. Мне было интересно узнать, какие ощущения от проведения ЕГЭ остались у самих педагогических работников. С некоторыми из них я встретился в управлении образования мэрии Калининграда.
- Очень много сил и времени у нас ушло на подготовку и проведение единого госэкзамена, - ответила на вопрос заместитель начальника управления Галина Лисичкина.
- Слишком уж сложной оказалась процедура проведения этого ответственного мероприятия. Можно сказать, что последние три месяца мы трудились не жалея сил на то, чтобы во время ЕГЭ не было никаких срывов. Начали с создания базы данных на каждого выпускника, потом составляли списки в нескольких формах, комплектовали группы. Чтобы не осталось никаких неясностей у организаторов, несколько раз проводили совещания с руководителями школ и педагогическим коллективом. Словом, трудились не покладая рук.
Но и сегодня еще нельзя сказать, что с проведением ЕГЭ по математике, кстати, единственного обязательного, для нас все осталось позади. Уже в нынешнюю пятницу порядка 160 выпускников будут сдавать в форме ЕГЭ физику, а около 60 человек - биологию. 19 июня чуть меньше сотни человек сдают химию, а на следующий день будут сдавать биологию те, кто неделей раньше сдавал физику. Но это уже не будет носить такого масштабного характера...
- Уже сейчас можно сделать определенный вывод: единый государственный экзамен - это находка для школьников или же неудавшийся эксперимент?
- Можно давать только предварительные оценки или передавать субъективные ощущения, чего мне бы не хотелось делать. Пока мы не знаем результатов ЕГЭ по русскому языку, который 31 мая сдали 406 калининградских выпускников, не говоря уже о математике. Видимо, произошли какие-то сбои. Вот когда у нас на руках будут все результаты и мы их проанализируем, только тогда можно будет говорить о том, удался эксперимент или нет, хотя бы в рамках школьной программы.
Если же говорить об общей оценке, то даже у нас в управлении образования мэрии сотрудники не пришли к единому мнению: хорошо это или плохо - сдача экзамена в форме ЕГЭ? Кому-то эта форма понравилась, кому-то нет...
Кроме Галины Алексеевны мне удалось побеседовать еще с несколькими педагогами. Одна из них, которая попросила не упоминать в прессе своей фамилии, была явно расстроена тем, что в организации ЕГЭ не удалось избежать мелких накладок.
- Вы даже не представляете себе, что творилось в региональном центре тестирования. Самая настоящая очередь для того, чтобы сдать результаты, как в добрые советские времена. Мне пришлось потратить на это добрых два часа, операторы работали слишком медленно, хотя я их и понимаю: ошибиться здесь нельзя. Может быть, один из выходов из создавшегося положения - это поставить больше компьютеров?
Это мнение педагогов. А я как-то увидел во дворе соседского Димку и решил узнать его точку зрения на ЕГЭ.
- У меня пока только одна мысль: а не зря ли я ввязался в эту мясорубку? - парень был явно не в восторге. - Решил сдавать в форме ЕГЭ не один экзамен, а сразу несколько. Понимаете, когда идешь на простой экзамен, у тебя больше шансов для маневров. Даже если ты знаешь только два вопроса из трех, на одном как-то выкрутишься, есть возможность преподавателю "баки забить". А во время тестирования все твои знания, как клубника на тарелочке: либо ее много, либо мало, либо вообще кот наплакал. Да и потом, на обычном экзамене можно бить на чувственность, сентиментальность, эмоциональность преподавателя, а в ЕГЭ попробуй что-то докажи тем дядям, которые сидят далеко в Москве и тебя в глаза никогда не видели...
- А вообще, как ты думаешь, ЕГЭ приживется у нас в России?
- Очень может быть, ведь эта система, если не ошибаюсь, работает во многих странах Европы и в Штатах. Так что, скорее всего, ее "продавят" и в нашей стране. Вот только я будущим выпускникам не очень-то завидую...
Читать дальше