Календарный план путешествия, график движения и расчет дневных переходов разрабатываются в зависимости от сложности пути, физической и технической подготовленности участников группы, веса рюкзаков, а также наличия тех или иных экскурсионных объектов, для осмотра которых необходимы остановки.
В пешем путешествии. В среднем туристы проходят по 15—25 км в день. Если рюкзак тяжел (особенно в первые дни путешествия) ила маршрут идет по пересеченной местности с наличием естественных препятствий, а также если в составе группы имеются слабо подготовленные новички, дневной переход надо уменьшать до 12—18 км. Нарастание нагрузок должно быть постепенным. Так, в пешем походе I —-II категорий сложности километраж по дням может быть следующим: 15, 18, 20, 22 км, дневка, 22, 25, 25, 18 км. При сложном профиле маршрута самыми тяжелыми бывают второй и третий дни похода. Поэтому километраж в первые 3 дня можно не увеличивать, а дневку делать на четвертый день.
В лыжном путешествии. По лыжне в походах выходного дня даже начинающие туристы сравнительно легко проходят по 20—30 км в день. При передвижении по снежной целине с преодолением естественных препятствий или в условиях сложной ориентировки скорость па-дает до 12—15 км в день. Серьезно снижается темп движения в оттепель, а метель, резкое похолодание, сильный встречный ветер вообще лучше переждать. Поэтому до lU—Vs всего времени в зимнем походе планируется как резервное и оставляется на непредвиденные задержки в пути.
В горном путешествии. Время, необходимое на подъем, определяется путем суммирования предполагаемых затрат времени на движение группы по горизонтали (средняя скорость 3—4,5 км/ч) и на подь-ем по вертикали (скорость около 0,3—0,4 км/ч). Продолжительность спуска по несложному пути рассчитывают исходя из скорости 4— б км/ч. При планировании переходов нельзя забывать о возможности ухудшения погоды, резкого подъема уровня воды (и затруднении переправ), повышения лавиноопасности и т. п.
В водном путешествии. Кроме общего километража, количества и качества препятствий, экскурсионных объектов, имеющихся на маршруте, и необходимого резерва дней на непогоду, при разработке календарного плана учитывают такие специфические показатели, как уклон и извилистость реки, скорость ее течения. Причем не только среднюю на весь маршрут, но и по отдельным его участкам. При уклоне реки до 1 —1,5 м/км и скорости течения 4—5 км/ч скорость передвижения туристов будет несколько меньше суммы скоростей течения и их собственной скорости. При возрастании уклона и скорости течения скорость передвижения группы может не увеличиваться, так как много времени потребуется на предварительный осмотр црепятствий и предупреждение аварийных ситуаций (начинающим туристам по таким рекам ходить не следует).
Реальная скорость движения на веслах или бечеве против течения составляет 1—2 км/ч (при уклоне до 1—1,5 м/км), а на преодоление на равнинной реке препятствия, требующего проводки или обноса, затрачивается примерно час времени. В среднем для расчетов можно полагать, что скорость туристского судна в походе I—II категорий сложности составляет 4—5 км/ч.
Профиль маршрута. При подготовке водного, горного или горнолыжного маршрута, даже самого простого, нужно построить его продольный профиль. Профиль водного маршрута вычерчивается в двух масштабах: мелкий берется для отметок по длине маршрута, более крупный — для нанесения урезов воды (рис. 1). На профиль из лите-. ратурных и картографических источников переносят вычисленные уклоны реки, данные о характере долины, берегов, дна, отмечают места естественных и искусственных препятствий. Это позволяет реально оценить особенности и сложность маршрута, разбить его (для удобства прохождения) на участки, требующие приблизительно одной техники и тактики движения.
|