Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Работа с учебником по географии в классе и дома

Оглавление

 

 

Работа с учебником по географии в классе и дома.

Нередко бывает, что ученик не выучивает домашние уроки, отстаёт только потому, что не умеет работать над учебником. Предоставленный самому себе, он механически читает книгу, плохо понимает. Такое чтение не может ему привить навыки и любовь к чтению. Оно в нём вызывает скуку. Постепенно у него образуется отвращение к книге, к чтению. Он забрасывает учебник, не выполняет домашних заданий. Из-за этого ему трудно усваивать и то, что преподается в классе. Так он попадает в число неуспевающих. А ведь если бы своевременно ребёнку помочь и научить его, как самостоятельно работать, как читать книгу, как выполнять и другие задания, то этого отставания, может быть, и не получилось бы.

Нужно с самого начала не допускать, чтобы ученики при выкали читать механически, без ясного понимания прочитанного. Для этого используются разные методы обучения сознательному чтению. Но главное заключается в том, чтобы учитель обеспечил знакомство учеников с теми географическими предметами и явле ниями, о которых говорится в тексте учебника.

При чтении в классе надо останавливаться на каждом труд- нопонимаемом слове и вопросами убеждаться, что ученики пра вильно его восприняли: «Что это значит?», «Как это надо пони мать?», «Нельзя ли сказать по-другому?». Вопросы задаются тогда, когда ученик прочитал до точки.

Если нужно, то учитель дополняет прочитанную статью не многими, но яркими и доходчивыми словами. Он может вопро сами углубить понимание содержания, обобщить его и выделить научаются в процессе чтения географических статей использовать рисунки, схемы, планы, карты.

Следует сначала давать прочитывать дома сюжетные статьи, которые читались в классе. И только после того, когда ученики приобретут навыки прорабатывать деловые статьи географиче ского содержания, можно и их задавать на дом. Учитель должен следить за тем, чтобы в задаваемых текстах не было незнакомых ученикам слов. Если такие слова встречаются, то необходимо их предварительно объяснить и закрепить в памяти детей правиль ное понимание, произношение и правописание их.

Постоянно следует приучать ребёнка к осмысленному чтению, развивать в нём способность усваивать не одни слова, но и мысли, а также ассоциировать вновь приобретаемые знания с ранее.по лученными представлениями. При чтении географических статей надо также развивать у детей способность вычитываемые мысли переносить на соответственные реальные географические объекты, развивать у них географическое мышление.

Из всех учебно-географических пособий по своему значению на первом месте стоит, наряду с картой, учебник.

Для чего же нужен учебник? Проф. Буданов так говорит об этом: «Без учебника преподавание теряет точность и определён ность. Учебник обеспечивает определённый минимум знаний, на котором преподаватель может настаивать». Работа по учебнику проводится как на уроке, так и дома. Учебник служит для закрепления и повторения объяснений учителя, для самостоятель ного усвоения нового материала. Работа по учебнику на уроке более необходима в начальной школе, чем в средней.

Применение учебника также имеет целью приучить детей к самостоятельной работе над книгой вообще. Необходимость учебника вызывается следующими обстоятельствами: во-первых, для массового ученика недостаточно однократного слушания объ яснения учебного материала для того, чтобы он его хорошо усвоил. Необходимо несколько раз воспринять одно и то же зна ние для того, чтобы его понять во всех деталях и прочно закре пить в памяти. Учитель не имеет времени одно и то же объяснять по нескольку раз. Зато ученики могут, прослушав учителя, по том прочитать материал в учебнике любое число раз.

Во-вторых, пусть ученики хорошо усвоили материал со слов учителя. Всё-таки они со временем многое, если не всё, забудут. Необходимо время от времени освежать в памяти приобретённые знания. Это можно делать по учебнику.

Учебник вообще предназначается для учеников. Но он необ ходим и для учителя. Хотя учитель должен знать больше, чем со держится в учебнике, но всё-таки в его подготовке к уроку учеб ник играет большую роль. Учебник систематизирует материал и самое главное. Он может спросить: «О чём говорится в статье?», «Что мы узнали нового?».

Учителю необходимо приучить детей использовать книжные иллюстрации и карты. Наблюдаются такие случаи, что тексты учебника прорабатываются учениками дома и в классе, а на иллюстрации и карты в книге не обращается внимания; учитель полагает, что ученики сами увидят их. Полагаться на это нельзя. При классном чтении учитель должен методически проработать иллюстрации: во-первых, связать их с соответственными местами текста, во-вторых, убедиться, как ученики воспринимают рисунок, спросить, что он изображает; если нужно, пояснить надпись и т. д. Затем нужно привить детям умение и навык находить упо минаемые в тексте географические объекты на карте в учебнике, а также и в атласе. В учебнике карты даются или внутри книги, или в виде приложения. Необходимо проверять умение ученика находить саму карту и на ней упоминаемый в тексте пункт.

В работу с учебником входит не только чтение текстов, но и выполнение указанных в нём задач и упражнений. Обыкновенно отдельные темы в учебнике заканчиваются вопросами. Эти вопросы для учителя имеют примерное значение. Он может их дополнять, изменять, если найдёт это полезным. Но нужно доби ваться того, чтобы ученики дали на них правильные ответы и выполнили указанные упражнения. Это систематизирует и закрепляет приобретённые ими знания.

Учебник географии предназначается главным образом для самостоятельной работы учеников. Весьма разнообразны виды такой работы: 1) Главным из них является самостоятельное чтение учениками дома статей из учебника на темы, содержание которых учитель объяснил в классе. Потом ученик должен рас сказать своими словами содержание прочитанной статьи.

Это ставит перед учителем задачу не только научить учеников осмысленно и продуктивно читать, но и правильно готовиться к пересказу прочитанного. Нужно научить учеников готовиться по учебнику последовательно, сжато пересказывать самое важное из прочитанного текста. Большую помощь в этом деле может ока зать составление плана. Сначала учитель составляет и записы вает на классной доске, а ученики в свои тетради план содержа ния заданной статьи. При работе над следующей статьёй весь класс под руководством учителя составит план пересказа её. Дома ученики читают её и готовятся к пересказу по этому плану.

Так, постепенно, они научатся самостоятельно составлять план и по нему готовиться и пересказывать материал. Тогда чтение приобретёт целенаправленность и будет более эффективно. Вместе с тем это является одним из важных способов развития логического мышления и поднятия культуры речи учеников. Необходимо довести до сознания учеников, что для глубокого пони мания и пересказа текста необходимо его прочитать несколько раз. При повторном чтении ученики должны вдумываться в со

держание статьи, сосредоточивать внимание на трудных местах и стараться хорошо понять и запомнить наиболее важное.

Для подготовки к пересказу статьи ученикам надо уметь бегло читать и скоро находить ответы на вопросы плана.

Следует практиковать в классе, а затем и в порядке домашнего задания ещё следующие виды работы над учебником.

•  На первых порах необходимо чтение в классе учениками
вслух под руководством учителя.

•  Чтение про себя для подготовки к чтению вслух. Тихое
чтение проводится обычно в классе. Это проводится с разными
целями: чтобы дать возможность ознакомиться с содержанием
текста, чтобы найти в нём нужное место, чтобы выполнить какое-
нибудь другое задание, требующее прочтения статьи. Иногда про
водится тихое чтение для подготовки учеников к выразительному
громкому чтению.

•  Самостоятельное чтение про себя статей в учебнике с по
становкой вопросов по прочитанному материалу. Это может иметь
разные цели: для выделения главных мыслей, для углубления
материала, для составления плана статьи и т. д.

•  Чтение про себя и выписывание из учебника важных мест
и новых слов.

•  Запись своими словами выводов из прочитанной статьи.
Сначала класс под руководством учителя поупражняется делать
выводы из статьи. Учитель их запишет на классной доске, а уче
ники перепишут себе в тетради. Постепенно ученики научатся
самостоятельно формулировать выводы из прочитанного.

•  Составление таблиц на основе читаемого материала.

Пример такой таблицы дан ниже при описании методики изу чения частей света темы «Земной шар».

•  Чтение может сопровождаться зарисовками в тетради на основе текста или иллюстраций.

Методическое обучение учеников, как работать над учебником, имеет важное значение. Оно научит их успешнее овладевать зна ниями, изложенными в учебнике. Это разовьёт в детях любовь к книге и интерес к науке.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz