Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Проверка выполнения учащимися домашнего задания, оценка знаний учащихся и повторение пройденного по географии

Оглавление

 

 

Проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного по географии

На этой стадии урока сразу выполняются три задачи: а) про верка выполнения домашнего задания, б) учёт знаний учащихся и в) повторение пройденного.

Эта стадия урока начинается с объявления темы, по которой будет проводиться проверка выполнения домашнего задания. Для этого многие учителя задают вопрос ученикам, что было задано на дом.

Имеется много способов проверки выполнения домашнего задания по географии и учёта знаний учащихся: 1) устный опрос, 2) выполнение письменной работы, 3) черчение на контурной карте, 4) показ на стенной карте, «путешествие» по карте, 5) рас сказ по картине, 6) рисование и черчение схем, таблиц, профи лей, диаграмм, картограмм, 7) решение различных задач по вы числению масштабов, определению расстояний и направлений по карте, глубины морей, высоты гор.

Проверка выполнения домашнего задания сопровождается вы ставлением в классном журнале отметки, которой оцениваются знания учащихся. Такой учёт, осуществляемый на уроках, назы вается текущим учётом.

Желательно чаще использовать письменные контрольные ра боты для проверки знаний учащихся. При такой проверке зна ний весь класс работает. Письменные задания должны быть по сильны для учеников. В начальной школе более применимы пись менные работы в виде ответов на вопросы.

Правильно проведённая письменная работа по хорошо сос тавленным вопросам и при устранении списывания обладает и мно гими другими достоинствами: она даёт более объективный ма териал для оценки, даёт возможность учашимся более спокойно обдумывать вопросы. Чаще всего на это отводится весь урок.

Вопросы сообщаются ученикам посредством записи на доске, или продиктовываются, или предварительно отпечатываются на лист ках, которые раздаются ученикам.

Чтобы предотвратить списывание, иногда заготовляют два и больше вариантов вопросов. Обыкновенно на каждой парте сидят два ученика. Одному из них даются вопросы первого варианта, другому — второго варианта.

Для успеха контрольных письменных работ большое значе ние имеет правильная формулировка вопросов. Надо ставить та кие вопросы, ответы на которые обнаруживали бы полноту и глубину знаний учащихся по данной теме, которые бы требовали размышлений, умозаключений.

Весьма эффективным средством проверки знания являются задания по нанесению на контурную карту географических объектов. Выставлением отметок может заканчиваться даже экскурсия, на которой ученики испытывались в умении распознавать географические объекты и разбираться в реаль ных географических комплексах, географических наблюдениях и т. п.

Реальные знания географии более ценны, чем умение пере давать содержание учебника по географии. Ученик в классе мо жет бойко перечислять элементы реки: русло, пойму, правый и левый берега и т. д. и в то же время быть не в состоянии указать их в натуре. Отчётное сочинение об экскурсии в природу, в музей следует тоже оценивать отметкой. С успехом может быть использована для проверки знаний по географии картина. Умение разбираться в том, что изображает картина, показывает знания по географии. Для этого же могут быть использованы даже диа позитивы и кинофильмы. Правильный разбор их содержания рас крывает, насколько ученики знают подлинную географию.

Если ученики научились чертить, рисовать, то задание начер тить и нарисовать географические объекты явится достоверным способом проверки географических знаний учеников.

Таким образом, в распоряжении учителя очень много разно образных средств и возможностей проверки знаний учащихся. Нужно избегать шаблонов, однообразия, пассивности и смелее внедрять в школьную практику активные методы проверки знаний.

В школах преобладает устный опрос для проверки выполнения домашнего задания и учёта знаний по географии. Устный опрос обладает многими удобствами. Он даёт возможность с помощью дополнительных вопросов полнее проверить знание учеников и осуществить индивидуальный подход к ним. При устном опросе у карты, у классной доски легче устранить подсказывание, потому что ученик находится ближе к учителю, чем к своим товарищам. Этот вид учёта проверки знаний вполне оправдывается. Следует возражать только против того, что его делают универсальным и единственным методом учёта.

Опрос может производиться с вызовом ученика к карте, к доске и без вызова; в последнем случае ученик отвечает с ме ста. В том и другом случае нужно в процессе опроса повторить материал, который был задан на дом.

Вызванный к карте ученик может быть опрошен путём зада вания вопросов (говорят «отвечать по вопросам») или ему может быть предложено рассказать всё, что он знает по теме, которая была задана на дом. Каждый из этих приёмов имеет свои досто инства и недостатки.

Когда идёт опрос по вопросам, то учитель делает упор на карту, задаёт самые существенные вопросы, располагает их в по следовательном порядке и с расчётом, чтобы вопросами исчер пать и таким образом повторить всё задание, а может быть, и некоторые темы давно пройденных разделов. Это положительная сторона такого приёма.

Отрицательной стороной является то, что при ответах на во просы ученик связан, у него нет возможности развернуть все свои умственные и речевые способности. Да и самый-то учебный материал разбивается на кусочки, и не получается общей кар тины; её надо создавать каждому слушающему ученику путём особой умственной операции по увязыванию всех этих кусочков в единое целое.

Положительной стороной свободного рассказа ученика является именно целостное изложение материала и большая возможность ученику показать и поупражнять свои умственные и словесные способности, выявить своё понимание специфических особенно стей географического учебного материала.

К отрицательным моментам этого приёма надо отнести то, что иногда ученик пропускает существенное и много говорит о маловажном, недостаточно использует карту; при плохом рас сказе остальные учащиеся скучают, не заинтересовываются. Тогда как при вопросном способе они держатся более насторо женно, знают, что каждую минуту учитель может направить во прос к любому из них.

Лучше всего соединить эти два приёма. Но не надо беспре рывно дёргать и сбивать рассказывающего ученика. Нужно дать ему закончить отдельную мысль и в момент перехода его к другой мысли задать ему дополняющий или направляющий вопрос. Во время рассказа нужно требовать, чтобы ученик показывал на карте то, о чём говорит, использовал другие нагляд ные пособия: коллекции, картины, и чтобы он соблюдал правила показа объектов на карте, не заслонял бы собою карты и т. п.

Что касается фронтального и индивидуального опроса, то лучше всего их соединять. На уроке надо вносить разнообразие во всё. Можно одного или двух учеников спросить с вызовом к карте, а затем одному или двум ученикам предложить отвечать с места.

Вопросы должны быть существенны по содержанию и пра вильны по форме.

В учебных целях нужно задавать преимущественно такие во просы, ответы на которые требуют обдумывания, сравнения, обоб щения, умозаключения и характеристики географического объекта.

Ввиду этого учителю необходимо заранее составлять вопросы и записывать их в плане.

Опрос может происходить как по материалу предыдущего урока, так и в целях повторения по разделам ранее пройденного курса.

Отметки ставятся за обстоятельные ответы, показывающие степень познания ученика. Отметкой могут быть оценены не только ответ у карты, но и некоторые ответы с места. Например, ученик с места правильно перечислил все части света или все тепловые пояса, за что также может быть выставлена отметка. Но нельзя ставить отметку ученику за то, что он назвал «Белое море», дополняя ответ другого ученика на вопрос о морях, омы вающих СССР.

Учитель всегда стоит лицом к классу и не выпускает из своего поля зрения, по возможности, ни одного ученика. Как только какой-нибудь ученик на парте отвлёкся чем-нибудь, немедленно ему задаётся вопрос, и он включается снова в общую умствен ную работу.

В этих же целях надо всегда сначала задаваемый вопрос направить ко всему классу. После этого сделать небольшую паузу, чтобы все успели подумать и приготовиться отвечать, и только тогда вызвать ученика для ответа. При этом нужно не допускать хоровых ответов и всячески искоренять эту дурную при вычку, если она появится. Хотя вопрос направляется ко всему классу, но класс не отвечает, а ждёт, пока кого-нибудь учитель вызовет. Знающие, как ответить на этот вопрос, поднимают руки.

Если ученик на заданный вопрос не отвечает или даёт неправильный ответ, то учитель может попытаться наводящими вопросами добиться от него правильного ответа или этот же во прос задать другому ученику. Нельзя оставлять вопрос без от вета или с неправильным ответом. И когда выяснится, что класс не знает этого, тогда сам учитель даёт объяснение.

У некоторых учителей заведён такой порядок: в конце опроса всегда вызывается ещё один ученик, который обязан дополни тельно рассказать то из заданного материала, что пропустили опрошенные до него ученики. Это побуждает учеников следить за ответами товарищей и вспоминать, что ещё не рассказано.

Таким образом, у хороших опытных учителей опрос проходит при усиленной умственной работе всех учеников. Все готовятся отвечать или дополнять и следят за ответами опрашиваемых. Учебный материал в это время повторяется глубоко и основательно. Рабочее состояние влечёт за собой прекрасную дисци плину. Ведь если будешь шалить, то не уследишь, чего не доска зали товарищи, и не сумеешь дополнить, за что получишь пло хую отметку.

Результаты проверки знаний показывают, как идёт усвоение программного материала. Опрос выявляет отстающих, сигнализи рует о необходимости принятия тех или других мер, чтобы лик видировать отставание. Получившим плохую отметку надо давать возможность скорее исправить её.

Опытные учителя обыкновенно успевают опросить большое число учеников и держат их в постоянной готовности к ответу.

Некоторые учителя проводят в IV классе так называемый «уплотнённый опрос». Это облегчается возможностью проводить проверку знаний по географии разными способами. Вызываются сразу 4—5 учеников. Два из них на разделённой пополам доске выполняют задание, например: один выписывает волжские го рода; второй — «Товары, провозимые по Волге». Два ученика садятся на первую парту и выполняют задания, которые ука заны на листках, передаваемых им учителем, например: одному надписать на контурной карте моря и проливы Северного Ледо витого океана в СССР; другому — обозначить на контурной карте моря и проливы на Тихом океане вдоль берегов СССР. Пятый ученик вызывается сразу к карте для устного опроса. Его сме няют по очереди ученики, получившие задание. Они рассказы вают, что сделали и показывают свои работы. Некоторые работы учитель может дома проверять.

Уплотнённый опрос даёт возможность проверкой охватывать большое число учеников. Только нельзя допускать снижения ка чества проверки в погоне за большим числом опрошенных.

Учителю необходимо стремиться к применению ко всем уче никам одинаковой нормы оценки знаний, чтобы оценка была объективной и отражала действительный уровень знания уча щихся географического материала и навыки.

Ученики очень чутко относятся к оценке их знаний учителем. Ни в коем случае не следует допускать никаких препирательств ученика с учителем насчёт отметки, однако учителю нужно не давать повода ученику для мнения, что отметка несправедлива. И, может быть, иногда целесообразно указать ученику, почему ему ставится такая отметка.

Следует воздерживаться от снижения отметки за знания из-за плохого поведения.

При оценке знаний учителю необходимо устанавливать, из лагает ли ученик механически заученные из книги слова и сло весные объяснения, имеются ли у него за этими словами кон кретные представления о действительных географических пред метах и процессах, высказывает ли он формалистические или реальные географические понятия. В оценке должна найти отра жение полнота знания, навыки в чтении карты и в увязке гео графического материала с картой, локальное мышление, глубина понимания комплексной, причинной связи явлений, их закономер ности, отношение ученика к работе, его речевая культура и про чее. При рассказе ученика нужно в объёме программы ставить ему вопросы: почему, отчего так происходит — и таким образом выяснять, насколько он понимает происхождение и взаимосвязь географических явлений.

Правильная оценка знаний учеников — трудное дело. Навыки в этом учителя приобретают в процессе работы. Учителю необ ходимо руководствоваться инструкциями Министерства просве щения по этому вопросу.

Вот некоторые ориентировочные, примерные указания, какие и когда надо ставить отметки по географии в начальной школе.

Оценка 5.

Полное, связное и последовательное изложение без ошибок.

Наличие конкретных представлений и понятий, изучаемых географических явлений.

Понимание в объёме программы связи между отдельными географиче скими элементами.

Знание карты и использование её.

Верное решение географических задач.

Правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка 4.

Связное и последовательное изложение. При помощи наводящих вопросов учителя восполняют сделанные пропуски.

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.

Понимание простейших географических связей.

Знание карты и умение ею пользоваться.

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка 3.

Ученик отвечал на вопросы учителя, но не мог связно изложить.

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

Только при помощи наводящих вопросов учителя улавливает некоторые географические связи.

Оценка 2.

Не может связно отвечать и на вопросы учителя; дал более двух ошибоч ных ответов по важным вопросам.

Оценка 1. Совсем не знает урока. Не ответил ни на один вопрос.

В истории советской школы были периоды, когда выставление отметок не допускалось. Потом опять вернулись к отметкам. Учёт знаний учащихся посредством отметок имеет свои положительные и отрицательные стороны. Отметки позволяют учитывать успешность учебно-воспитательной работы школы, фиксировать ход и качество усвоения учебного материала каждым учеником. Учителю они дают возможность проверять свою работу, цел

сообразность применяемых им методов обучения. Отметки побуждают учени ков к тому, чтобы прилежнее заниматься. Поэтому отметки до некоторой степени являются средством борьбы с неуспеваемостью. Надо чаще проверять знания отстающих учеников.

Методически правильно проведённая проверка выполнения заданий уче никами служит средством для пополнения, углубления и систематизации их знаний. Проверка в какой-то мере требует от учеников упражнения в высказывании своих мыслей, применения знаний на практике. Она содействует обра зованию у них географических практических навыков. Она даёт большие возможности для проведения идейно-политического воспитания.

Но всё диалектично: всё может перейти в свою противоположность,— положительное может стать отрицательным.

Хорошо, когда отметки побуждают учеников старательнее и настойчивее работать. Но плохо, когда ученики привыкают прилежно заниматься не из любви к науке, не из любознательности, не из сознания своего долга, а только из честолюбия, чтобы получить хорошую отметку или, наоборот, из страха, чтобы не получить плохой отметки.

Учителю надо иметь это в виду и делать упор на развитие любви, интереса к науке, на развитие познавательной потребности в ребёнке. Отметка должна служить только средством к этому. И нужно воспитательными мерами решительно не допускать, чтобы отметка из средства стала для ученика целью.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz