Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

Примерная экскурсия с учащимися для ознакомления с горизонтом и линией горизонта

Оглавление

 

 

Примерная экскурсия с учащимися для ознакомления с горизонтом и ли нией горизонта

Начинать обучение географии следует не с книги, а с непосредственного ознакомления с географическими предметами и процессами. Программа правильно требует «наблюдения гори зонта», т. е. экскурсии. Конечно, это не исключает применения живого слова учителя, всевозможных средств наглядности, а затем и книги для разъяснения детям этой темы. Цель такой экскурсии — образовать у детей конкретное пред ставление о горизонте и линии горизонта и тем самым положить начало науч ного ознакомления их с миром.

Дети ежедневно видят горизонт. Их жизненный опыт нужно использовать в школьном обучении. Но было бы ошибкой на этом основании считать излиш ней экскурсию по этой теме. Они видят горизонт, но не сосредоточивают на нём внимания, не наблюдают его и обычно не имеют осознанного представ ления о нём. У разных учеников могут оказаться различные представления о горизонте.

Подготовка к проведению экскурсии для ознакомления учеников с гори зонтом и линией горизонта в основном состоит в следующем.

Учителю нужно хорошенько самому разобраться в том, что подразуме вается под понятием горизонта и представить себе ясно то, что ему при дётся показывать и объяснять детям.

Учителю надо выбрать открытое ровное место, на котором можно удобно показать горизонт и линию горизонта. Хорошо после перейти на пригорок (холм) и на пониженное место.


Учеников тоже нужно подготовить к экскурсии. На уроке перед экскур сией можно показать картину ландшафта с открытым горизонтом или рису нок и выявить, что ученики знают о горизонте и линии горизонта, как его представляют.

Учитель графически покажет на доске и ученики срисуют себе в тетради горизонт в виде круга, каким он воспринимается на открытой со всех сторон местности. Учитель доведёт до сознания учеников, что площадь горизонта простирается во все стороны от наблюдателя. Человек видит до некоторого расстояния, а дальше не видит. Вот граница видимой местности и есть линия горизонта. Всё это учитель изобразит на классной доске.

Это послужит подготовкой детей к восприятию горизонта в натуре.

Надо закрепить в памяти детей термины: «горизонт» и «линия горизонта». Учитель чётко произнесёт их сам, несколько раз предложит отдельным ученикам произнести их, а если нужно, то произнести хором всем классом. Затем учитель эти слова напишет на доске, а ученики перепишут себе в тетради.

Потом учитель объявит ученикам об экскурсии, расскажет о её целях, укажет, что надо с собой взять, в каком порядке надо идти.

На месте экскурсии учитель так поставит класс, чтобы ученики могли хорошо видеть вокруг себя. Лучше всего сначала расположить класс на открытом ровном месте.

Беседу можно начать с предложения:

— Дети, посмотрите вдаль, что вы видите вокруг себя?

(Дать время на то, чтобы дети могли рассмотреть видимые предметы вокруг себя.)

— Ваня, скажи, что ты видишь?

(Ваня, примерно, перечисляет: «Дерево, дорогу».)

— Не видите ли ещё что-нибудь? Скажи, Миша.
(Ответ: «Поле, луг».)

— Что ещё видно отсюда? Посмотрите хорошенько вокруг себя. Стёпа,
скажи.

(Ответ: «Вдали лес, там гора, тут овраг».)

Подобными вопросами учитель добивается того, что ученики воспримут местность и наиболее заметные предметы, уточняя их названия.

Если на уроке перед экскурсией детям уже объяснено, что такое гори зонт, то учитель теперь может прямо предложить, чтобы они указали горизонт. Если же занятие по этой теме начато с экскурсии, то учитель сначала вопро сами добьётся того, что ученики хорошо осмотрят видимую вокруг них местность, а потом сообщит им, что видимая вокруг нас местность и назы вается горизонтом.

После того, как ученики научились правильно указывать и верно опреде лять горизонт, учитель может перейти к рассмотрению линии горизонта. К этому можно подойти через вопросы об отдалённости от нас предметов.

— Дети, посмотрите, какие видимые предметы дальше от нас, какие
ближе? Вот там камень, дерево, горка. Что из них к нам ближе, что дальше?
Скажи, Вася...

Так можно немного поупражнять детей на сравнительное определение удалённости разных предметов.

Затем учитель предложит перечислить самые отдалённые предметы. Нужно вопросами привести детей к выводу, что линия горизонта не прямая линия, а имеет вид окружности.

Затем надо направить их внимание на кажущееся сближение неба с землёй на границе горизонта с тем, чтобы доказать кажущийся характер этого явления.

 

— Дети, вот Миша и Володя сказали, что лес и горка — самые отдалён
ные предметы. Посмотрите, что видно вправо от леса, за горкой? (Небо.)

Далее путём вопросов учитель обратит внимание учеников на сводооб разный вид неба и на кажущееся сближение неба и земли по линии горизонта.

Он предложит показать рукой линию горизонта. Надо, чтобы ученики показали рукой вокруг себя, так как линия горизонта имеет вид окружности. Нам кажется, что на линии горизонта небо сближается с землёй.

Затем учитель показывает детям по видимости отдалённых предметов, как линия горизонта приближается к нам, если сойти в более пониженное место, как она удаляется при подъёме на холм, на крышу.

В заключение учитель подведёт итог и кратко расскажет, что мы уви дели и узнали на экскурсии.

Объявляется отдых. Проводятся игры. Собираются цветы. Затем учитель ведёт учеников в школу.

Урок после экскурсии посвящается теме «Что мы видели на экскурсии».

Цель этого урока — обобщить, систематизировать, углубить и закрепить впечатления, полученные детьми на экскурсии; уточнить образовавшиеся у них конкретные представления о горизонте и линии горизонта.

Учитель может начать урок примерно с таких вопросов:

Что мы видели и узнали на экскурсии?

Об этом расскажут два-три ученика. Дополнительными вопросами учи тель ещё раз уточнит в сознании детей, что одни предметы на местности мы видим, а другие не видим. Вот горку мы видим. Но если удалимся от неё на значительное расстояние, то она перестаёт быть видимой. Видимая вокруг нас местность называется горизонтом. А край, граница, до которой мы видим местность, есть линия горизонта. Нам кажется, что на краю видимой мест ности небо сближается с землёй.

А если мы придём на то место, где мы видим сближение неба с землёй, то окажется, что небо и там также высоко, как и здесь.

В форме касательных или пересекающихся окружностей с центрами на одной прямой можно показать перемещение линии горизонта при передвижении наблюдателя.

— Как изменится горизонт, если мы будем смотреть с более высокого
места?

За неимением рассказов на тему о горизонте в книге «Родная речь» учитель сам может придумать такой рассказ. Например, он может рассказать, как мальчик пошёл в поле и зашёл так далеко, что ему стала не видна его деревня; она оказалась дальше видимой ему линии горизонта. Мальчик не знал, в какую сторону ему надо идти, чтобы возвратиться домой. Он под нялся на горку и с горки увидел свою деревню. Он заметил, в каком на правлении ему надо идти. Так он возвратился домой. Для упражнения можно использовать ландшафтные рисунки, на которых дети будут находить линию горизонта, а также упрощённые изображения горизонта и линии горизонта на классной доске.

========

Примерные вопросы беседы:

•  Дети, скажите, что мы видим вокруг себя? Скажи, Сеня!
(Поле, ручей, кусты, дерево, луг, овраг и т. д.)

•  Где мы видим ровные места? Скажи, Ваня!

•  Где мы видим неровные места?

— Место, на котором мы стоим, ниже или выше того места, где лежит
камень? (или где растёт дерево или куст)

— В какую сторону от нас местность повышается и в какую понижается?
(Наклон местности определяется на глаз, по направлению течения ручья,

речки; названия сторон уточняются по компасу.)

— Укажите наиболее низкие видимые нам места и назовите их. (На
видимой местности могут оказаться низина, лощина, балка, овраг, дно долины,
речки и т. д.)

— Укажите наиболее возвышенные видимые нам места и назовите их.
(Пригорок, возвышенность, холм.)

От общего обозрения вида местности можно перейти к более подробному ознакомлению учеников с холмом. Учащиеся приводятся к холму. Они сна чала рассматривают его на некотором расстоянии, затем всходят на вершину холма. Они осматриваются кругом и отмечают, что с холма видно дальше, чем с низкого места.

•  Дети, посмотрите, где мы находимся.

•  Как называется всё это возвышение, где мы находимся?

Учитель объясняет: «Возвышение, где мы находимся, называется холмом».

— Как называется самая возвышенная часть холма?

(Самая возвышенная часть холма называется вершиной холма.)

— Как называются понижения, идущие во все стороаы от вершина холма,
т. е. боковые стороны холма?

(Склонами холма.)

•  Посмотрите и скажите, где у этого холма самый крутой склон? И где
наиболее пологий склон?

•  По какому склону легче всходить на вершину холма?

(Если холм не очень высокий и двукратное восхождение на него не утомит детей, то можно им предложить подняться по крутому и по пологому склону.)

— Теперь покажите, где внизу начинается холм, где склоны кончаются.

•  Как называется то место, с которого начинается холм?
(Подошвой холма.)

•  Стёпа и Миша , идите покажите, где подошва у этого холма.

(Дети спускаются вниз до подошвы. Если холм занимает небольшое про странство, то учитель может со всеми учениками обойти подошву холма.)

— Осматриваемая нами местность называется равниной.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz