Все, что нужно учителю географии!

Тут могла быть Ваша рекламка ;) Смотри в оба! Методика преподавания (обучения) географии!
Ссылки История Наблюдения Анекдоты  

О методике образования географических навыков

Оглавление

 

 

0 методике образования географических навыков.

Географическое обучение было бы незаконченным, если бы оно остановилось на рассмотренных стадиях. От формирования географических
представлений и от развития у учеников логического мышления
необходимо идти к применению знания на практике, что предпола
гает приобретение умения и навыков. Если бы образовательный
процесс ограничился только сообщением ученикам знаний и не
осуществлялось бы перехода от знания к умениям и навыкам, то
такое обучение было бы бесполезным и такие науки не могли бы
быть фактором общественного прогресса. «Без навыков и умений
нет и не может быть образовательного процесса» (К о р н и л о в).
Не закреплённые в навыках знания не только бесплодны, но и не
прочны, формалистичны, мертвы.

Если учитель не работает над привитием ученикам географиче ских навыков, а ограничивается только проработкой учебника, то он не доводит обучение географии до конца и не выполняет воз ложенной на него задачи.

Навыки делают знания более действенными, прочными и ре альными. Закрепление географических знаний в навыках является одним из существенных средств борьбы с формализмом.

Вместе с тем привитие навыков ученикам — это подготовка их к практической деятельности по окончании школы. Без навыков не могут обойтись и самые высокие сферы творческой деятельности. «Условием проявления творчества является владение соответ ствующими навыками» (Т е п л о в).

Как же можно прививать географические навыки ученикам? Ответ на этот вопрос подсказывается самой сущностью навыка. Географический навык — это автоматизация применения геогра фических знаний в результате упражнения.

«Умение — это не вполне завершённый навык» (Корн и - лов).

Словесно-книжные пассивные методы преподавания географии не могут образовать у учеников навыков по применению географических знаний. Чтением лекций о плавании, о езде на велосипеде нельзя научить этим навыкам. Привитие навыков предполагает самую широкую самодеятельность учащихся. Главным и основным способом привития ученикам географических навыков являются упражнения, практические занятия, работа на географической площадке, школьное краеведение.

Чтобы привить ученикам навык глазомерного определения расстояния, надо чтобы они упражнялись в этом. Для образова ния у них умения и навыка в чтении карты, необходимо система тически упражняться в решении разнообразных задач по карте. Для приобретения учениками навыков исследовать географическую среду и разбираться в географических комплексах, нужно чтобы они занимались краеведением, ходили на исследователь ские экскурсии. Навыки наблюдения над погодой и навыки обработки научных материалов могут быть приобретены учениками только в результате упражнений в этом деле.

Навыки совершенствуются. Упражнения, формирующие и совершенствующие навыки, не сводятся к простым повторениям действий. Профессор Теплов указывает такие условия, при которых повторные действия укрепляют и совершенствуют навык:

•  «Обучающемуся необходимо иметь возможно более ясное
представление того, что именно он должен делать, чего он должен добиться».

•  «Обучающийся должен знать результат каждого-отдельного
упражнения». «Умение видеть свои ошибки и недостатки — важнейшее условие успешного упражнения».

Из этого следует заключить:

•  При обучении географии сообщение знаний ученикам не
обходимо закреплять упражнениями по применению их на
практике.

•  Перед каждым упражнением учитель должен доводить до
сознания учеников целевую установку работы.

•  Ученические работы нужно как можно скорее проверять
и об обнаруженных достоинствах, недостатках и ошибках их
следует незамедлительно сообщить ученикам.

Правильно поставленная учебно-воспитательная работа в пре подавании географии обеспечит развитие познавательных способностей учеников, заложит начала научного географического миро воззрения и коммунистической морали, а также подготовит их к преобразованию географической среды в соответствии с потреб ностями человеческого общества.

Основной метод развития познавательных способностей учени ков состоит в упражнении этих способностей. Сообщение теорети ческих географических знаний следует сочетать с практикой учеников в географических наблюдениях, в образовании геогра фических представлений, понятий, суждений и навыков.

Путь к созданию научного географического мировоззрения у учеников лежит как через сообщение им готовых географических идей, знаний, так и через их самостоятельное посильное изучение географической действительности.

Читать дальше

Поиск по сайту:
Google
 
Web antonioracter.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Дизайн - Antonio Racter
Хостинг от uCoz